Вопрос «Как делать домашнее задание с ребёнком, а не вместо него?» актуален для многих родителей. Сегодня делимся советами от академического координатор проекта «Дети и наука», которые помогут организовать процесс выполнения домашнего задания, чтобы в итоге ребенок делал все самостоятельно.
1. Все начинается с планирования.
Необходимо заниматься планированием дня вместе с детьми – вы можете попросить ребенка, чтобы он сам составил план, а потом подкорректировать, или сесть и составить план с ним, мягко напоминая ему пункты, которые он должен вписать в план.
В плане дня отражаем все активности ребенка – кружки, домашняя работа, отдых. Отдых здесь - очень важный аспект. Объем работы постоянно увеличивается, поэтому ребенок может сидеть и беспрерывно делать домашние задания, что явно отбивает желание учиться, поэтому иногда нужно заставлять ребенка отдыхать и находить время на приятные для него мелочи.
2. Когда делать ДЗ?
Младшему школьнику важно поддерживать режим, чтобы держать организм в ресурсе, поэтому в те дни, когда ребенок не посещает занятия – то есть два дня из учебной недели – желательно делать уроки в то же время, когда идут занятия.
В обычной школе режим вырабатывается за счет ежедневного посещения уроков с утра и до обеда, поэтому детям из обычных школ рекомендовано делать ДЗ в 15-16 часов. Однако нашим младшим школьникам этот режим еще нужно сформировать. Учтите это и при планировании закладывайте время на выполнение ДЗ с утра.
3. Алгоритмизация.
Порядок действий, с помощью которого дети делают домашние задания – это очень важно для начальной школы, так ребята могут сконцентрироваться на работе. Составьте ребенку алгоритм:
• Подготовь рабочее место. На нем нет ничего лишнего – игрушек, лишней канцелярии (пенал с кучей ярких карандашей – отличный повод отвлечься, поэтому долой его на это время), мобильного телефона.
• Достань все нужно для домашнего задания – учебник, тетради, ручки, карандаш – только то, что понадобится.
• Прочитай задание. Пойми, чего от тебя хотят. Если не понимаешь, повтори пункт сначала.
• Решаем упражнение.
• Проверь, все ли ты сделал. Прочитай задание еще раз: все ли ты отметил? Везде ли записал ответ?
• Убери свое рабочее место.
4. Где делать домашнюю работу?
В чистой светлой комнате, которую часто проветривают. Домашние задания нужно делать за рабочим столом, сидя на стуле. Сидеть на кровати нельзя, разваливаться на диване с прописями/тетрадками – ни в коем случае.
Как отпускать ребенка в свободное плавание?
Если ребенку легко делать домашнее задание, потихонечку отходите – оставляйте его одного на какое-то время, далее сведите свое участие только к проверке наличия выполненного ДЗ. Если ребенок хочет делать все сам, но пока сам объективно не может, наблюдайте за ним и до конца не "отпускайте".
Детям очень важен позитивный настрой родителей.
Пожалуйста, не злитесь, мы понимаем, что вы устаете, работаете. Мы вам искренне сочувствуем! Но с ребенком нужно сдерживаться и улыбаться. Если вы видите, что ребенок делает ошибку, не указывайте на нее прямо, просто мягко намекните. «Давай подумаем еще, ты уверен, что сделал все правильно? А давай перепроверишь еще?». Если он разобрался – хвалим. «Какой ты молодец, что разобрался». Это очень здорово поднимает самооценку. Нельзя постоянно тыкать ребенку в ошибки, это отобьет все желание что-то делать и может привести к синдрому выученной беспомощности. Например, если в прописи ребенок написал одну чудесную букву, а остальные – так-сяк, то не говорите «Исправь эти буквы», а идите через похвалу – «Смотри, как замечательно ты написал эту букву, какой у нее замечательный хвостик, сделай остальные так же хорошо!»
Обязательно напоминайте ребенку проверять, все ли он сделал до конца, все ли задания выполнил – формируйте навык самопроверки. После этого проверяйте сами – открывайте дневник, проверяйте по заданию. Постепенно, в 3-4 классе от этого можно отходить.