Найти тему
Servelat-sp

Три мифические страны, ставшие легендами. Первые упоминая и предположительное место нахождения.

Беловодье

Долина реки Бухтармы, земли по берегам которой первоначально назывались Беловодьем

Белово́дье — в старообрядческих преданиях легендарная страна на востоке от России, где во всей полноте сохранилось «древлеправославное» (дораскольное, «дониконовское») священство, где нет и не может быть антихриста. Легенда сформировалась в конце XVIII — начале XIX века. Легенда не была связана с деятельностью определённого старообрядческого согласия, она развивалась среди поморцев, часовенных, беглопоповцев и др. В Словаре Даля беловодье определяется как не заселённая, вольная земля.

Первоначально, во второй половине XVIII века, Беловодьем назывались земли по берегам реки Бухтармы (правый приток Иртыша), где первые русские поселенцы в течение долгого времени находилась вне контроля государства. Присоединение Бухтармы к Российской империи обусловило перенесение понятия Беловодья дальше на восток.

Рассказы о Беловодье принадлежат к числу легенд об утопических странах или обществах (социально-утопических легенд), которые мыслятся как современные носителям традиции и выражают мечту о справедливом общественном устройстве. Для статуса легенды в качестве достоверного знания, как она воспринимается носителями традиции, показательными являются случаи реальных поисков легендарной страны.

«Путешественник»

Наиболее подробно легенда отражена в «Путешественнике», небольшом по объёму сочинении, автор которого призывает идти в эту страну. Памятник известен ряде списков, объединяемых в три редакции.

Самая подробная редакция называется «севернорусской». В ней рассказ даётся от имени некоего Марка, инока Топозерской обители, скита филипповского согласия, расположенного на острове в Топозере в Архангельской губернии. Марк Топозерский якобы посетил Беловедье вместе с двумя другими иноками. Даётся маршрут в легендарную страну: из Москвы через Казань, Екатеринбург, Тюмень, Барнаул, Бийск («Избенск»), далее в алтайские старообрядческие поселения в долинах рек Бухтарма и Уймон, верховья Катуни, затем 44 дня пути через Китай к берегам «окияна-моря». В этом океане на 70 островах в «Опоньском» (Японском) государстве и находится Беловодье. Текст называет имена Петра Кириллова (Машарова) и инока Иосифа, которые помогли ищущим страну. Оба являются реальными лицами, проживавшими в алтайских деревнях Устюба, Ая и Уймонская. Инок Иосиф (Гудков) появился на Алтае около 1810—1815 годов, на основании чего предполагается, что «Путешественник» был написан не ранее этого времени.

От лица Марка автор формулирует причину посещения легендарной страны: «В восточных странах с великим нашим любопытством и старанием искали древляго благочестия православнаго священства, которое весма нужно ко спасению». Беловодье населяют православные, потомки «ассириян» и русских, которые бежали от гонений католиками и «никонианами». В этой стране есть 170 храмов «асирского языка», патриарх «антиохийского поставления» и четыре митрополита; 40 российских храмов, причём староверы «тоже имеют митрополита и епископов асирского поставления». Страной управляет церковь: «светского суда не имеют, управляют народы и всех людей духовные власти». Люди там не преступают закона: «в тамошних местах татьбы, и воровства, и прочих противных закону не бывает». Если выходцы из России обещают до конца жизни остаться в Беловодье, местные жители принимают их через перекрещивание. Товарищи Марка приняли новое крещение и остались в этой стране. Климат в стране суров: «во время зимы морозы бывают необычайные с рассединами земными, и громы с землетрясением немалым бывают», однако там «всякие земные плоды бывают, родится виноград и сорочинское пшено». Беловодье сказочно богато: «злата и серебра несть числа, драгоценнаго камения и бисера драгого весьма много». Страна закрыта и ни с кем не воюет: «оные опонцы в землю свою никого не пущают и войны ни с кем не имеют».

Вторая и третья редакции «Путешественника» имеются имеются существенные расхождения. Автором памятника во второй и третий редакциях назвается инок Михаил. Вторая редакция содержит фрагмент: «А тамо антихрист не может быть и не будет». Страна описывается менее подробно, нет фрагмента о перекрещивании выходцев из России и др.

В «Путешественнике» указывались места, где беглец мог получить помощь. Эти сведения излагались на особом языке, непонятном властям, поэтому для чиновников Беловодье было лишь легендой.

Развитие легенды

Возникновение легенды связано с колонизацией земель по берегам Бухтармы. Бухтарминская русская община появилась в конечном пункте значимого русского миграционного маршрута, соответствующего реальной части пути, описанной в «Путешественнике». Русские крестьяне-бухтарминцы длительное время жили без контроля властей. Эта вольность стала средой развития утопической легенды, сохранившейся и позднее, после присоединения Бухтармы к Российской империи в 1791 году. Земли в районе Бухтармы во второй половине XVIII века получили название Беловодье. Предполагается, что включение Бухтармы в состав России привели к перенесению в народном сознании Беловодья дальше на восток и формированию легенды в форме, известной из «Путешественника» и слухов, распространённых в XIX веке.

Фольклорист К. В. Чистов и ряд других исследователей считали, что особую роль в формировании и распространении легенды сыграли старообрядцы согласия странников. Однако страннические сочинения XVIII—XX веков не упоминают Беловодье, а страннические рукописи не включают списки «Путешественника».

Влияние

Легенда о Беловодье в среде старообрядцев была настолько популярна, что привела к возникновению бегунов, одного из беспоповских направлений старообрядчества.

Впервые о Беловодье российскому правительству сообщил алтайский крестьянин Д. М. Бобылёв, который получил сведения от бухтарминцев. В 1807 году Бобылёв передал в Министерство внутренних дел сообщение, что он побывал «на море Беловодье», где живёт до 500 тысяч душ староверов. У них есть церкви, епископы и священники «по старому закону». Эти беловодцы «сами по себе живут, никому дани не платят». Согласно его сообщению, беловодцы изъявили желание вернуться на родину в случае, если им будут даны свобода вероисповедания и право селиться в выбранных ими местах.

Широкое распространение списков «Путешественника» и слухов о Беловодье обусловили попытки поисков легендарной страны. Прежде всего это осуществляли алтайские крестьяне. В 1826—1897 годах происходил ряд коллективных побегов с Алтая, в которых участвовали и беспоповцы, и поповцы. Легенда была широко распространена также в Пермской, Оренбургской, Нижегородской губерниях. Беглецы в поисках Беловодья уходили в том числе в лесные массивы к северу от Томска.

Наиболее популярной легенда была в 1850—1880-х годах. В конце XIX — начале XX века она стала приобретать фольклорный характер.

Часть алтайских каменщиков в 1840-х годах отправилась на поиски Беловодья в Китай. Поход повторился также в начале 1860-х годов. Получили распространение слухи о другой свободной стране — Белогорье, находящейся в горах Тувы. Уймонские каменщики стали одними из первых русских поселенцев, проникших в Туву в 1850—1860-х годах в поисках Белогорья.

В 1870—1890-х годах получил известность авантюрист Аркадий Беловодский, выдававший себя за епископа «беловодского поставления». На Урале и в губерниях Северной и Центральной России он рукополагал священников и вступал в полемику с представителями Белокриницкой иерархии. В 1898 году на поиски легендарной земли отправились уральские казаки, которые побывали на Ближнем Востоке, на Цейлоне, в Сингапуре, Китае и Японии.

Шамбала

Ша́мбала или Шамбхала — мифическая страна в Тибете или иных окрестных регионах Азии, которая упоминается в нескольких древних текстах, в том числе в Калачакра-тантре.

Концепция Шамбалы первоначально была частью классического индуизма и связывалась в Махабхарате с местом рождения Калки, будущей аватары Вишну. Впоследствии концепция была привнесена и переосмыслена в Махаяне. В современной эзотерической традиции эта концепция впервые отражена Еленой Блаватской.

В Махабхарате

Самбхала — мифическая деревня (селение), упоминание о которой впервые появляется в «Махабхарате», древнеиндийском эпическом сказании, книге третьей Араньякапарве (Лесная книга) в главе 188 (188:90 — 91) «Сказания о беседах Маркандеи»:

«Час пробьет, и появится дваждырожденный по имени Калки Вишнуяшас, наделённый великою силой, умом и могуществом. Явится он на свет в достойной брахманской семье в деревне Самбхала и силою духа возродит оружие и всевозможные средства передвижения, воинское облачение, доспехи и панцири. Этот царь, побеждающий дхармой, примет верховную власть и внесёт покой в мятущийся мир. Сверкающий брахман, высокий помыслами, явившись (миру), положит конец разрушению. Так всеобщая гибель станет началом (новой) юги. Этот дваждырожденный вместе с брахманами уничтожит разбежавшиеся повсюду жалкие шайки млеччхов».

Впоследствии это пророческое повествование мудреца Маркандеи заимствуется, дополняется и адаптируется применительно к буддистской философии некоторыми буддийскими школами. Здесь Самбхала уже Шамбала, и не просто селение, а уже чудесная страна, которой правит король Сучандра. Место нахождения Шамбалы переносится из ведической брахманической Индии в области, где не существует варново-кастовой системы деления, с которой, как известно, буддийскому учению не по пути, то есть в Тибет. Возможно, это поселение расположено в Семиречье ведийском, области исторически и традиционно связанной с появлением и распространением брахманизма.

В буддийском учении Калачакра-тантры

Первое упоминание о Шамбале в буддийских текстах встречается в Калачакра-тантре (X век н. э.), которая, как утверждают, сохранилась со времён царя Шамбалы Сучандры, получившего учение Калачакры от Будды Шакьямуни. По другой легенде, Шамбала была царством в Средней Азии. Её царь Сучандра побывал в Южной Индии, чтобы приобрести знание. После мусульманского вторжения в Среднюю Азию в IX веке царство Шамбалы сделалось невидимым для человеческих глаз, и только чистые сердцем могут найти к ней дорогу. Согласно легендам о Шамбале, при 25-м царе Шамбалы Кулика Рудра-чакрине (тиб. Ригдэн Джапо) произойдёт великая битва между силами добра, воинством Шамбалы и силами зла. Поэтому на буддийских картинах (танках), посвящённых Шамбале, всегда изображена битва Ригден Джапо с врагами Учения. Причём эта битва символически означает победу мудрости над невежеством, духовности над косностью, самоотверженности над эгоизмом. После победы царя Шамбалы наступит новая эпоха духовно-нравственного и культурного рассвета. Цари Шамбалы, правившие и правящие в соответствии с учением Будды Шакьямуни (по преданию их 32), призваны сохранять Шамбалу до момента великой битвы её сил с полчищами зла.

На древних картах

Согласно интерпретации тибетолога Бронислава Кузнецова (1931—1985) и востоковеда Льва Гумилёва (1912—1992), на древней тибетской карте ирано-тибетской картографической традиции, включающей Шамбалу, опубликованной в тибетско-шаншунгском словаре (Tibetan — Zang Zung Dictionary. Delhi, Tibetan Bon Foundation), изображена реально существовавшая страна. Согласно интерпретации Кузнецова—Гумилёва, автор исходной карты был современником Селевкидов и отразил на карте эпоху господства Сирии, руководимой македонскими завоевателями. Сирия по-персидски называется Шам, а слово «боло» означает «верх», «поверхность». Следовательно, Шамбала переводится как «господство Сирии», что и соответствовало действительности в период III—II веков до н. э.

В различных учениях

В теософии Шамбала — место нахождения великих учителей, продвигающих эволюцию человечества. Местонахождением Шамбалы считается как пустыня Гоби, так и Гималаи. Идея Шамбалы была привнесена в современную эзотерическую традицию Еленой Блаватской и впоследствии развита представителями пост-теософии, такими как Чарлз Ледбитер, а в особенности Алисой Бейли и Николаем Рерихом.

Китеж

-2

К. Горбатов. Невидимый град Китеж

Ки́теж (Ки́теж-град, град Ки́теж, Большо́й Ки́теж) — мессианистический город, находившийся, по легенде, в северной части Нижегородской области, около села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Люнда.

Основой для светлоярского культа послужил «Китежский летописец» («Книга, глаголемая летописец…»), памятник, созданный предположительно в среде старообрядцев-бегунов в 80—90-е годы XVIII века. Другим важным памятником является «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже». Легенда стала известной в образованных кругах России благодаря роману-эпопее «В лесах» П. И. Мельникова-Печерского. Она послужила основой многим произведениям искусства — в частности опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Предания

-3

По легенде в тумане над озером на рассвете можно увидеть очертания города

-4

Ангельский покров над Светлоозером

Согласно преданию, князь Георгий Всеволодович «пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его». Позднее князь пересёк реки Узолу, Санду, Керженец и нашёл красивое место на берегах озера Светлояра, где он решил построить город Большой Китеж. «Китежский летописец»

<…> приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща.<…><…> И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий ещё сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину — двести сажен, а в ширину — сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1168), месяца сентября в тридцатый день<…>

Мельников-Печерский излагает предание так:

А ещё ниже, за Камой, степи раскинулись, народ там другой: хоть русский, но не таков, как в Верховье. Там новое заселение, а в заволжском Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам. Судя по людскому наречному говору — новгородцы в давние Рюриковы времена там поселились. Преданья о Батыевом разгроме там свежи. Укажут и «тропу Батыеву» и место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре. Цел тот город до сих пор — с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Скрылся он чудесно, Божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошёл воевать Русь Китежскую. Подошёл татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнём спалить, мужей избить либо в полон угнать, жён и девиц в наложницы взять. Не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослеплённые. И досель тот град невидим стоит, — откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отражённые в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских.

Завоевав некоторые русские княжества, хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его. Монголы скоро захватили Малый Китеж, вынудив Юрия отступить в леса к Большому Китежу. Один из пленников рассказал монголам о тайных тропах к озеру Светлояру. Орда преследовала Юрия и вскоре достигла стен города. К удивлению монголов, у города совсем не было никаких укреплений. Его жители даже не собирались защищаться и только молились. Увидев это, монголы атаковали город, но тут им пришлось остановиться. Внезапно из-под земли хлынули фонтаны воды и стали затапливать город и самих захватчиков. Нападавшим пришлось отступить, и они только могли видеть, как город погружался в озеро. Последнее, что они видели, был крест на куполе собора. И вскоре на месте города остались только волны.

Это предание породило многочисленные невероятные слухи. Говорится, что только те, кто чист сердцем и душой, найдут путь в Китеж. Также говорится, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, слышимое из-под вод озера Светлояра. Озеро Светлояр иногда называют «Русской Атлантидой».

(Материал взят из википедии)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц