Две с лишним недели продолжается спецоперация по демилитаризации и денацификации Украины. Отдельные удары по наиболее важным целям сменились планомерной работой, а сводки Минобороны стали привычной частью вечернего чаепития. Самое время подводить промежуточные итоги.
Ранним утром 24 февраля 2014 года президент РФ Владимир Путин объявил о начале специальной операции. За прошедшие без малого 20 дней, согласно сводкам Минобороны, уничтожено почти 3500 объектов военной инфраструктуры Украины. Пересказывать сообщения Игоря Конашенкова, равно как и перерисовывать карты продвижения сил спецоперации нет смысла. Их и так хватает. Взглянем на ситуацию шире. Что мы узнали о себе, о мире и об Украине за последние две с лишним недели.
Мы русские, какой восторг
Вспоминая кажущиеся такими далекими первые дни спецоперации, можно с удивлением заметить, что всплеск активности нетвоенщиков и мнестыдников выдохся практически сразу. А поднявшаяся в ответ волна патриотизма и не думает откатываться.
Немалую роль в этом сыграли своевременные действия властей, которые дали понять: время навальновских «прогулок» и ахеджаковских плачей прошло. Права на личную позицию никто не отменял. Но если она противоречит государственным интересам, то ее следует держать при себе. И уж тем более не стоит поддерживать ВСУ материально. Блокчейн блокчейном, а статью 275 УК РФ придумали не просто так.
Но если профессиональных и не очень протестунов охладил страх сурового наказания, то ответную реакцию из российского народа выдавливать насильно не пришлось. Вряд ли тысячи и тысячи водителей украшают свои автомобили буквой «Z», поскольку они все находятся на зарплате у Кремля. В обществе давно назрел запрос на сильную Россию. И когда страна наконец продемонстрировала твердость в отстаивании собственных интересов, это нашло ответ в душах россиян. Плюс родовая память, заставляющая брезгливо морщиться, глядя на захваченные флаги с нацистской символикой.
Сегодняшний подъем патриотических настроений можно сравнить с ситуацией 2014 года, когда Крым наконец вернулся в родную гавань. Но тогда доминировала радость, а сейчас пришло время сурово сдвинуть брови и не сворачивать с выбранного пути.
Усыхание мiра
За последние две недели мы вновь убедились, что «весь мир», который с Украиной, на деле ограничивается парой десятков стран, часть из которых находится в этом группе не столько по идеологическим, сколько по экономическим причинам.
Впрочем, даже самые отпетые партнеры Украины неоднократно дали понять Киеву, что впрягаться за него они не собираются. Ни бесполетной зоны, ни предоставления аэродромов под дареные истребители, ни самих истребителей. Даже санкции, о которых умоляет украинский президент Зеленский, вводятся натужно и со скрипом.
Единственное, чем готов помогать Запад — это скопившиеся на складах легкие вооружения, отмороженные неонацисты, которых нужно было куда-то деть, и, конечно кредиты.
Маски сорваны
Если кому-то и казалось, что украинские нацисты сосредоточены в запрещенных батальонах и движениях, параллельно с которыми существуют адекватные солдаты ВСУ, а мирное население и вовсе на стороне России, то первые недели спецоперации показали: проблема глубже, чем кажется.
Конечно, все (кому это было интересно) видели ролики с приветствующими россиян жителями украинских сел и городов. Но будем объективны. Пока эти видеозаписи приходят из расположенных достаточно близко к России регионов. Уроженцев Ивано-Франковска или Львова на них нет.
Что касается людей с оружием в руках, то, как показывает практика, и добробатовцы и ВСУшники одинаково легко прикрываются мирным населением. Причина та же, что и абзацем выше. Сейчас операция проходит на близких к России территориях. Не то на них население. Слишком уверенно говорящее на русском.
Впрочем, благонадежные граждане Украины, способные с первой попытки правильно выговорить слово паляныця, сейчас демонстрируют свои навыки молдаванам да полякам. И, судя по поступающим сведениям, в принимающих странах не особенно рады нашествию наглых и агрессивных соседей. Нацизм штука такая — во все стороны одинаково распространяется.
Братья работают
Тем временем российские военные демонстрируют высочайший профессионализм и несгибаемую волю. А также умение адаптироваться к изменяющейся обстановке.
В первые же дни высокоточными боеприпасами были уничтожены важнейшие объекты военной инфраструктуры Украины, после чего началась вторая часть спецоперации. Любого, кто видел фотографии «освобожденного» американцами Мосула охватывает благоговейный трепет при виде того, как бережно действуют ВС РФ. Вежливые люди аккуратно шагают по Украине, делая все возможное, чтобы свести к минимуму урон гражданской инфраструктуре и мирному населению.
Отдельной похвалы заслуживает командование, которое бережет не только граждан соседней страны, но и собственных военнослужащих. Никаких лихих кавалерийских атак, только методичная работа. Это хорошо заметно по роликам Минобороны. После освоения удобных плацдармов на первый план вышли кадры уничтожения отдельных танков, складов, командных пунктов, снятые с беспилотника или напрямую с вылетевшего на задание вертолета.
Есть потери. Это цена, которую приходится платить за будущий мир. До боли обидно. Но по-другому не бывает. И здесь, в мирной России наша задача помнить, кто оплатил для нас возможность утром спокойно варить на кухне кофе и пролистывать в смартфоне последние новости. Помнить не только сегодня, но и детям рассказать, как рассказываем про подвиги дедов на полях Великой Отечественной. Собственно, одним из итогов последних двух недель стало осознание того, что сегодняшняя спецоперация — это отсроченное продолжение тех боев.
Первая экономическая
Подводя итоги спецоперации нельзя не упомянуть о санкционной кампании Запада. Если выйти на честный бой с Россией храбрецов нет, то вредить ей экономически желающие нашлись. Результаты этого желания придется разгребать очень долго. Причем основные последствия еще впереди.
Еще десятого марта главный евродипломат Жозеп Боррель заявил, что возможности ЕС нанести экономический урон Москве практически исчерпаны. Все дальнейшие меры будут бить не по России, а по европейским жителям. Впрочем, им и так не сладко.
Даже без ответных санкций со стороны России власти ЕС и США умудрились разогнать инфляцию, задрать до небес цены на нефть и газ, а также заложить мину под собственную продовольственную безопасность. Голод, который раньше был уделом лишь беднейших стран, замаячил перед Вашингтоном, Лондоном, Парижем, Брюсселем…
При этом европейцы потихоньку начинают приходить к выводу, что все происходящее является частью плана по переманиванию капиталов из ЕС в США. Вот только Байден и его команда не успели вовремя остановиться, и теперь расхлебывают заваренную кашу наравне со всеми.
Россия также оказалась недостаточно готова к экономическому противостоянию. На это указывают замороженные активы ЦБ. Можно с уверенностью сказать, что по итогам спецоперации последуют выводы не только о действиях военных.
Разумеется, на этом итоги первых недель противостояния н исчерпываются. Как будут развиваться события — покажет время. Но совершенно точно впоследствии нам будет о чем рассказать внукам.
_________________________