Цена на бензин может резко вырасти в Швейцарии из-за событий на Украине и действий ЕС, направленных на отказ от закупки российского углеводородного сырья. По мнению ряда экспертов, цена на бензин может достигнуть 3 франков за литр и больше.
Во вторник США объявили об эмбарго на импорт российской нефти и газа. Это вызвало резкий рост цен на бензин. Великобритания намерена пойти по стопам своего заокеанского партнёра и отказаться от российской нефти до конца этого года, с последующим ценовым коллапсом. Ей к этому не привыкать.
Политика наложение дополнительных санкций неизбежно приведёт к дальнейшему росту цен на нефть во всём мире.
Во вторник цена за баррель нефти марки Brent с поставкой в мае выросла на 3,87% и составила 127,98 долларов США. В Нью-Йорке западно-техасская нефть марки WTI с поставкой в апреле подорожала на 3,60% до 123,70 долларов.
Как следствие, цены на бензин на заправках также вырастут; уже сейчас в Швейцарии бензин Е-95 стоит более 2 швейцарских франков. Рекорд, установленный в июле 2008 года, возможно, скоро будет побит.
Несколько сценариев
В настоящее время аналитики обсуждают несколько сценариев. Согласно одному из них прогнозируется цена в 3-3,20 франка за литр бензина. Пока это ещё не произошло, но как объясняет руководитель отдела аналитики одного из женевских банков, «эксперты единодушны в том, что такой прогноз вполне реалистичен».
«Цена бензина включает в себя стоимость нефти, переработки и ряд налогов. Чувствительность стоимости литра бензина к повышению цены на нефть такова: при повышении цены барреля на десять долларов цена бензина увеличится на десять сантимов», – говорит специалист.
Падение спроса
Если цены вырастут до 2,5 или даже 3 швейцарских франков за литр, покупательная способность, очевидно, пострадает. Но как долго смогут продержаться потребители? По мнению доцента Женевского института международных отношений и развития (IHEID), спрос не рухнет, пишет RTS Info.
«Было много исследований, чтобы понять какова та максимальная цена, за которой происходит обрушение спроса. Её нет.», – говорит г-н он.
«В среднесрочной перспективе потребители могут купить более экономичные автомобили, переехать в дом чуть меньшего размера и, прежде всего, поменять систему отопления», – считает эксперт.
Чем заменить российскую нефть?
При таком росте цен на энергоносители инвесторы опасаются эффекта домино для европейской экономики. Призрак возможной рецессии также витает в воздухе.
К этому следует добавить ещё один важный момент: многие европейские нефтеперерабатывающие предприятия технологически настроены на переработку более тяжелой российской марки, а не американской WTI или североморской Brent.
Изменить технологическую цепочку можно, но на это потребуется время и деньги. Много денег. К тому же, нужно найти замену российскому черному золоту с таким расчётом, чтобы поставляемые объёмы загрузили имеющиеся мощности.
Возможных претендентов на замещение России на нефтяном рынке в мире немного. С большими оговорками среди них можно назвать три – США, Венесуэла и Иран. Однако Каракас и Тегеран уже продолжительное время находятся под плотным покровом международных санкций, и даже при условии их снятия у США, Венесуэлы и Ирана крайне мало шансов заместить Москву к декабрю 2022 года.
«Объёмы экспорта российских нефтепродуктов до недавнего времени оценивались примерно в 7,3-7,6 млн баррелей в сутки. Ситуация вокруг Украины привела к их сокращению на треть – на 2,5 млн баррелей. Полное же эмбарго моментально подтолкнет биржевые цены на нефть выше $150 за баррель», – считает директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.
В случае снятия нефтяных санкций с Венесуэлы и Ирана, эти страны к декабрю смогут увеличить сырьевое предложение в мире на 2,5 млн баррелей в сутки. Сланцевая нефть из США сможет добавить к этим показателям еще 1,5 млн. Итого – 4 млн баррелей в сутки.
Среди ведущих нефтяных экспортеров есть ещё три ближневосточные страны, которые при желании могли бы в совокупности увеличить мировое предложение нефти на несколько миллионов баррелей в сутки. Это Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт, но все эти три государства входят в ОПЕК+. Текущий уровень ежемесячного увеличения добычи на 400 тыс. баррелей в сутки их полностью устраивает.
«Демарш одного из участников сделки автоматически поставит под сомнение существование всего соглашения», – полагает Алексей Громов.
Кто ответит?
В этой связи возникает всего лишь один вопрос: чем руководствуются первые лица ЕС при принятии столь недальновидных решений – злобой и ещё раз злобой, целью которой является отомстить и наказать «агрессора»? Справедливо. Но тогда почему они бездействовали и молчали во время военных операций в Ираке, Сирии, Ливии, или гуманитарной операции Югославии?..
И почему, в таком случае, другие страны, не являющиеся членам Европейского Союза, должны нести на себе бремя решений г-жи Фон дер Ляйен, гинеколога по своей первой специальности, и прочих лидеров объединённой Европы? Ответ требует глубоких размышлений философского характера.
Пока же остаётся надеяться, что слова вице-премьера Российской Федерации Александра Новака о катастрофических последствиях для мирового энергетического рынка в случае отказа от российской нефти, – это всего лишь размышления… философского характера.//SA
(rts/ред)