Найти тему
Татьяна Филатова

Доклад "Роль музыки в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

В современных условиях патриотическое воспитание по-прежнему остается одним из самых важных направлений воспитательной работы образовательных организаций. Оно неразрывно связано с формированием музыкальной культуры. При этом эффективность патриотического воспитания значительно возрастает, поскольку музыка способна воздействовать на чувства человека и преобразовывать его духовно-нравственный мир.

Еще древнегреческий философ Аристотель указывал на способность музыки «оказывать известное воздействие на этическую сторону души». Великий философ считал, что «музыка облагораживает нравы»; «музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования». Он приходил к выводу о том, что «раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». Известный педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка – это язык чувств».

Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Она, воздействуя на чувства, формирует духовно-нравственный облик человека. Важно помнить, что ее воздействие бывает подчас более сильным, чем беседы, рассуждения и даже уговоры.

Главная цель музыкального искусства - воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей посредством музыкальной деятельности.

Мне хочется, чтобы дошколята знали: Родина – это все, что их окружает, родные и близкие люди, которые заботятся о них, родная природа, родная речь, песни и стихи обо всем этом, музыка к танцам с родными интонациями – все это учит ребенка гордиться этим и бережно ко всему относиться.

Искусство всегда находит глубокий отклик в детских душах, так как влияет, прежде всего, на эмоциональную сферу дошкольников. Поэтому особую актуальность приобретает вопрос формирования гражданственности, патриотизма, любви к Родине на музыкальных занятиях в детском саду.

Я стремлюсь использовать на занятиях, праздниках и развлечениях музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараюсь раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития, но основным видом является слушание музыки. Слушая музыку, написанную в разное время, дети получают представления о различных способах выражения чувств и мыслей, учатся лучше понимать себя и открывают целый новый мир вокруг.

Я заметила, что дети дошкольного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте – лирические, спокойные произведения. Это означает, что у детей необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему.

Опираясь на программу О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», я стараюсь решить эту проблему. Тема «Настроения и чувства в музыке» является основной, на которую опираются все остальные темы. Она включает произведения, названия которых отражают настроения, переданные в музыке – «Весело – грустно», «Ласковая просьба», «Тревожная минута», «Порыв», «Слеза» и др. С накоплением музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает понять, постигнуть сердцем и умом художественное произведение. Этому способствуют такие виды художественной деятельности, как:

– художественное восприятие (сопереживание чувств, настроений автора, его идей и смыслов);

– художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний путем рассуждений);

-художественное исполнение (передача голосом, жестом, на инструментах художественного смысла);

– художественное творчество (выражение собственных чувств и мыслей в процессе интонирования и импровизации).

По мере взросления и накопления музыкальных представлений, дети с интересом слушают и воспринимают произведения русских композиторов-классиков, в основу которых легли народные мелодии, песни, воспевающие красоту родной природы и нелегкий труд простого народа, сказки, сказания и былины. Это произведения П. И. Чайковского «Баба Яга», обработки русских народных песен Н. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, А. Лядова: «Окликание дождя», «Во поле береза», «Во саду ли, в огороде», «Дубинушка» и др.; М.П. Мусоргского «Картинки с выставки», Н. А. Римского- Корсакова «Сказка о Царе Салтане».

С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на развлечениях и при участии в народных праздниках. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Народная музыка интересна детям, приносит радость, создает хорошее настроение. Я разучиваю с детьми русские народные песни, танцы, игры и хороводы. Дети их любят и с огромным желанием участвуют в них («Пошла млада за водой», «А я по лугу», «На горе-то калина», «Земелюшка-чернозем», «Кто у нас хороший» и др.) Работая над музыкально-ритмическими движениями, постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям таким, как: «Я на горку шла», «Ах ты, береза», «Ах вы, сени», «Пойду ль, выйду ль я», «Полянка» и др.

Органично вплетённая в жизнь детей народная музыка вызывает интерес к творчеству России, желание продолжать знакомство с ним. Постепенно даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». Использование народных инструментов: ложек, трещоток, бубнов, помогает ярче выразить характер и настроение русской народной музыки. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию русского народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.

В разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П. Чайковский цикл “Времена года”, А. Вивальди цикл “Времена года”, Ж. К. Сен-Санс цикл “Карнавал животных”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, С. Прокофьев симфоническая сказка “Петя и волк”, и множество других пьес и музыкальных произведений для детей. Традиционно проходят развлечения по темам времена года (осень, зима, весна) с использованием тематических музыкальных произведений.

Следующим этапом работы в этом направлении явилось использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Это и гордость за свою маму: в песне «Мамина песенка» на слова Пляцковского, музыка М.Парцхаладзе –

«Пускай узнает ветер

И звезды, и моря,

Что лучше всех на свете

Мамочка моя»,

и чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ в песне Ю. Слонова «Мы с мамою нашей большие друзья», и чувство нежной радости, ласкового спокойствия в песне А. Филиппенко «Хорошо рядом с мамой». Для того чтобы эти песни прочно вошли в жизнь ребенка, я советую воспитателями использовать их в разных ситуациях: во время утренних бесед о маме, на занятиях – после чтения стихотворений о маме, при рассматривании репродукций с изображением матери с ребенком, а также в комплексных занятиях

В нашем детском саду помимо международного женского праздника 8 Марта, стало доброй традицией отмечать День всех матерей (который проводится в ноябре). Очень верно подметил русский писатель Ю. Я. Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери».

Огромное значение в рамках патриотического воспитания имеют темы Родины, Великой Победы, защитников Отечества. Праздничные марши, перестроения, танцы и игры на военную тематику тоже создают определенный бодрый настрой у детей, формирует устойчивый интерес к армии, развивают чувство восхищения героями, желание подражать им. В музыкальной деятельности у детей формируются представления о воинском долге.

Тема «Защитников Отечества» очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчики. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», «Наша Родина сильна» муз. А. Филиппенко, «Будем в армии служить», муз. Ю. Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

Нельзя оставить без внимания и тему Великой Победы. В этой теме я раскрываю детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. При подборе музыкального репертуара учитываются не только возрастные критерии, необходимые для исполнения детьми, но и сила воздействия музыки, песен на чувства и настроение детей.

Чувство гордости, патриотизм и любовь к Родине воспитывается у старших дошкольников на примере таких произведений, как «Гимн России» А.Александрова и С.Михалкова; «Наш край» – Д.Кабалевского, «Вставайте, люди русские» – С.Прокофьева, кантата «А.Невский», «Патриотическая песня» – М.Глинки, «День Победы» – Д.Тухманова, «Моя Россия» – Г. Струве и др. Дети с волнением слушают такие песни как «Священная война» А. Александрова, «Офицеры», О. Газманова, «День Победы» Д. Тухманова. Разучиваются с детьми песени: «Вечный огонь» А.Филиппенко, «Солнечный круг» Н.Островского, «Наследники Победы», «Катюша» Блантера. Эти произведения никого не оставляют равнодушными. Традицией стало проведение патриотических праздников: «День защитника Отечества», «День России», «9 Мая – День Победы».

«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни» говорил замечательный актер Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Работа по формированию нравственно-патриотического воспитания более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители в соответствии с ФГОС ДО являются равноправными участниками образовательного процесса.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

Таким образом, музыка – это наиболее близкий и понятный для дошколят вид искусства. Поэтому большие потенциальные возможности патриотического воспитания и развития детей заключаются именно в ней. Изо дня в день, из года в год, музыка звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывает прошлое, настоящее и будущее. Именно музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого поколения, дает ему высокие ориентиры в жизни.

Безусловно, работа в данном направлении интересна и очень важна, поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!

Литература и источники интернет.

1. Л.О. Тимофеева «Приобщение дошкольников к традициям родного края». Волгоград. Учитель. 2016

2. О.П. Радынова «Музыкальные шедевры».

3. Методическая разработка «Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру (maam.ru)

«Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» | Методическая разработка (подготовительная группа): | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)й мир.