Найти в Дзене
На перекладных.

Ресурс Алены Косторной.

Оглавление
На льду - Алена Косторная.
На льду - Алена Косторная.

"В катание отдали, чтобы слезла с деревьев".

Обычно в секции фигурного катания отдавали детей, нуждающихся в физических упражнениях на свежем воздухе, для поправки здоровья. Алена Косторная попала в фигурное катания не от недостатка , а скорее от избытка здоровья. Была слишком энергична, непоседлива и любознательна. Ее так и тянуло забраться на высокое дерево или раскачаться на качелях, так что становилось уже непонятно, где небо, где земля. Дабы уберечь ребенка от подобных экспериментов, решено было препроводить его на лед. Решение конечно, спорное. Оно не отменяло некоторых опасностей, но вводило их в определенные рамки. Алена начала в 4 года заниматься в московской СДЮСШОР №1 в группе Марины Черкасовой, в прошлом довольно известной парницы, ученицы Станислава Жука, а в 7 маленькой Косторной пришлось принимать первое серьезное решение. Кататься дальше или вернуться на качели. Алена осталась на катке. Но уже на другом. Она перешла в "Самбо - 70", в отделение "Конек Чайковской". Ее непосредственным педагогом стала Елена Вячеславовна Жгун. Она оказалась очень талантливым тренером. И скорее всего сразу разглядела в малышке хорошие задатки. О чувстве позы говорить у маленького ребенка смешно, но девочка явно была очень грациозной и музыкальной. Легендарный балетный педагог Петр Пестов, воспитавший Николая Цискаридзе, говорил, что талантливый танцовщик слышит музыку не ушами, а мышцами. Это дано далеко не всем. Среди своих многочисленных юных воспитанников он выделял Вячеслава Гордеева, Александра Богатырева, Владимира Малахова, Николая Цискаридзе. Именно потому, что они вот так - нутром, мышцами чувствовали музыку. И оказался прав, предсказав им большое будущее. Маленькая Алена была именно из этой породы. Жгун взялась за нее с энтузиазмом. Она учила ее правильному скольжению, настаивала на серьезных занятиях хореографией и уже в это время думала о том, что рано или поздно ее ученице придется воплощать на ледовой сцене какие-то образы. А значит, ей нужны навыки и в этой области. По совету тренера Алена посещала курсы драматического искусства.

"Хрустальный". "Мне казалось, что я работаю, а когда перешла в новую группу, то поняла, что не тренировках вообще ничего не делала".

Занимаясь в спортивной школе у Елены Жгун, Алена потихоньку втягивалась в соревновательную жизнь. Не всегда всё складывалось удачно. На Первенстве России среди юниоров в 1917 году она заняла предпоследнее место, отстав от победительницы на 60 баллов. А победительницей стала Алина Загитова. Позже Алена скажет, что этот турнир сыграл решающую роль в ее спортивной судьбе. Она увидела там "девочек Тутберидзе". В общем-то, они занимались рядом, в том же "Самбо - 70". Она в школе " Конек Чайковской", а они в "Хрустальном". Но на соревновательном уровне столкнулась с ними впервые. Они ее поразили - ровесницы, некоторые даже чуть моложе, а программы у них... Она стала приходить к ним на тренировки, смотрела с трибун. И наконец, решилась: пришла на просмотр. Это было в зале. В какой-то момент на занятиях появилась Этери Георгиевна. А чуть позже Алене весело подмигнул хореограф Даниил Глейхенгауз - кажется тебя берут. Правда, на тренировках розы восторгов обросли шипами некоторых разочарований. Здесь много и тяжело работали. "Мои прежние тренировки показались мне не тренировками, а легкой разминкой". Но она не отступила.

"Мои тройные аксели - результат уязвленного самолюбие".

Алену признали. Хвалили за скольжение, артистичность, грациозность, интересные интерпретации образов на льду. И при этом немножко жалели. Это все хорошо, но где сложность? Не только Трусова, но и Щербакова квады прыгает. Кругом только и разговоров о них. А какими эпитетами их награждают. "Русская ракета", "Королева квадов"... Такого Алена стерпеть не могла. Она решила учить элементы ультра - си. Проанализировав ее технические возможности, ТШТ предложил ей для начала остановиться на тройном акселе. Он получился, не сразу, но довольно быстро. Удочку гордая Косторная отвергла. Попытки, падения снова попытки, и вот он - красавец. Высоченный, пролетный. В короткой программе за акселем следовал короткий взлет, как всплеск уходящей волны. Это было великолепно. Аксели были прекрасны сами по себе. Но, самое главное, они венчали совершенно замечательные программы. Ангел и Вампир, как две ипостаси человеческой природы. Алена чувствовала то, что катала как никто. Устоять не могли ни судьи, ни зрители. Олимпийская чемпионка Тара Липински называла ее надеждой фигурного катания, спортсменкой, демонстрирующей редкий баланс между сложностью, великолепным скольжением и искренними эмоциями на льду. Пришли победы. Алена не то, что была теперь на равных с недостижимыми Трусовой и Щербаковой, она их опережала. Демонически хохотала над провалом Алины Загитовой на финале Гран При в декабре 2019 года. В январе 2020 стала чемпионкой Европы, оставив позади и Щербакову, и Трусову. Казалось, не было силы, которая могла бы остановить этот победный марш. Вмешались обстоятельства. Чемпионат мира 2020 был отменен по известным причинам. Катки закрылись. Этери Тутберидзе улетела в США, к дочери.

"Так не честно! Выпустите нас, пожалуйста!"

Всё как будто обнулилось. Они вернулись на каток через полтора месяца. Даже две недели отпуска иногда оказывались непозволительной роскошью. Приходилось заново "искать себя". А тут почти два месяца. Какие прыжки, какие тройные аксели, когда ноги на льду разъезжаются? Нужно было все начинать с самого начала. Первой от дна оттолкнулась Аня Щербакова и, с присущим ей спокойствием, принялась за работу. Трусова, разгневанная отсутствием побед на взрослом уровне, еще в мае перебралась к Плющенко, пообещав при случае одарить теперь уже бывшего тренера букетами цветов. Алене ставились программы. Они ей нравились, так она, во всяком случае, говорила в июньских интервью 2020 года. Но прежней легкости не было. К потерянным месяцам прибавились сложности взросления. Нужно было время, нужно было терпеть. Алена заметалась. И вдруг сорвалась в академию Плющенко.

В академии "Ангелы Плющенко". "Я стала больше улыбаться".

Что ее толкнуло на этот рискованный шаг? Надежда, что в новом месте все получится? Что переход снова поднимет на крыло? Может быть, она побежала за перебравшимся к Плющенко вместе с маленькими воспитанницами Сергеем Розановым? Есть вероятность, что из ТШТ он был наименее требовательным и жестким. Такой хороший полицейский в компании плохих. Шаг был явно необдуманным и импульсивным, хотя бы потому, что у легендарного спортсмена Евгения Плющенко тренерский опыт был минимальным. При работе с Косторной при наличии кнута и пряника Евгений использовал только пряник. Чего стоят 4 новые программы в одном сезоне, причем 2 (произвольные) - от популярной и недешевой Ше - Линн Бурн. Оставалось только работать. Конечно, на Алену валилось множество всяческих неприятностей: болезни, травмы. Но то же самое переживали в это время и все остальные. Например, Анна Щербакова.

"После сегодня завтра уже не будет"

Несмотря на то, что Евгений Викторович и Сергей Александрович старались изо всех сил, сезон у Алены не складывался. Плющенко утешал, оправдывался, находя все новые причины - отмазки для неудачных выступлений или снятий со стартов. Гром грянул на Финале Кубка России. 6 место, с которого не берут на серьезные старты. "После сегодня завтра уже не будет!" Такую черту подвела сама Алена после проваленной короткой программы. Это был итог 7 - месячных занятий в академии. Пришло время возвращаться к родным пенатам. А сделать это было очень нелегко.

Косторная - Тутберидзе. "Ты увидишь меня в короне".

Слова музыкального сопровождения к короткой программе, поставленной С. Розановым, читались, как манифест, открытое послание бывшему тренеру. Никто из уходящих не отваживался на подобный дерзкий месседж. Уходили как Медведева, молча, практически по-английски, уходили тихо, как Розанов и сестры Жилины ( Вероника только сейчас пустилась в воспоминания), уходили с ироническими благодарностями в адрес наставников, как Трусова. Косторная ушла с вызовом, со скандалом, сжигая за собой мосты. Слова, сказанные ею в СМИ в адрес наставницы были недопустимы по форме, хотя бы потому, что та годилась ей по возрасту в матери. По сути - было ли это блажью взбалмошной девчонки или в грубых обвинениях таилось рациональное зерно?

Основных претензий было две. Первая - нужен индивидуальный подход, невозможно кататься в "каше" из мелюзги. Удивительно, но индивидуалистка Косторная требовала особых условий не только для себя. Для Щербаковой, "даже для Камилы" - словом выступала, условно говоря, от имени целого поколения. Она, кстати, несмотря на непростой, колючий характер, достаточно уважительно относилась к своим соперницам - подругам по команде. Трусову называла неудержимой и бесстрашной, Загитову - несгибаемой, Щербакову - самой интеллигентной.

Вторая претензия вытекала из первой - не учитывается мнение спортсмена. Алена хотела отношений партнерских. "Сошла с пьедестала и ты - никто!" - ее, очевидно, не устраивало.

Возможно, это был бунт против тренерской системы. Но, вероятно, Этери Георгиевна не видела пока в Алене серьезного вдумчивого партнера. Поэтому расценила произошедшее как нервный срыв в период взросления. Естественно, ничего не изменив в системе тренировок и приняв теле покаяние, она вернула беглянку в свою команду, хотя и на определенных условиях.

"Не думаю, чтобы дружила бы сама с собой".

Так, не без некоторого кокетства, Алена сама оценила свой характер. Характер, действительно, непростой. Сквозь белоснежные перья ангела тут же проглянет лукавый взгляд сумеречного персонажа. Дерзкая, непокорная, способная пойти наперекор рациональному, очертя голову выйти за пределы дозволенного. В ней всегда жило бесстрашие, с которым она влезала в детстве на самые высокие деревья. Ее отличала готовность совершать поступки. Умные или глупые, хорошие или плохие - разбираться приходилось потом. Вот эта взрывная сила характера и подкупала, наверное, Тутберидзе. В этом наставница видела возможности и залог возвращения ученицы к вершинам их общего дела. Не зря в своем последнем большом интервью Тутберидзе сказала о Косторной: "Она - классная".

Тренеру казалось, что познавшая горечь поражений Алена, "закусит удила" и рванется в погоню за Трусовой, Щербаковой, Валиевой, как всегда презрев чужие мнения и досужие размышления о том, что без квадов не получить путевку в Пекин. Тройной аксель можно вернуть, идеальное скольжение, харизма по-прежнему на месте, а рассказывать истории на льду лучше Косторной, пожалуй, никто не умел. Сложности начались с начала сезона. Косторной меняли программы, тройной аксель, словно мстя за упущенное время, закручивал фигуристку то в степ - аут, то и вовсе ронял на твердый, как терка, лед. Но прогресс явно намечался. С проклятого трикселя все чаще удавалось выезжать. Алена стала третьей на международном турнире в Финляндии, бронзовую медаль получила на этапе Гран При в Канаде, а во Франции уже серебро вслед за Аней Щербаковой, вошла в число 6 фигуристок отобравшихся на Финал серии. Но его отменили. А в декабре стало известно, что Косторная снялась с чемпионата России из-за травмы руки.

"Каждый раз отменять все ради того, чтобы вылечиться бесполезно!"

Так Алена говорила на заре своей блистательной карьеры, когда рвалась в бой. Теперь решила иначе - здоровье дороже, тем самым ставя крест на олимпийских мечтах. Хотя есть масса примеров другого отношения к подобным проблемам. Спортсмены такого уровня, когда на кону стоит Олимпиада обычно забывают о своем здоровье. Достаточно вспомнить, Роднину, которую преследовали проблемы с кровью, но она преодолевала все сложности, это не останавливало ее. Или Горшкова, вышедшего на лед после тяжелой операции на легком, или Ирину Слуцкую, которой с ее васкулитом каток был просто противопоказан.

Тутберидзе, для которой "цель - превыше всего", такого отношения к делу со стороны ученицы не поняла и не приняла. Они опять расстались, теперь по инициативе наставницы.

"Новым тренером будет Елена Германовна Буянова".

И, пожалуй, это главный козырь в колоде Алены. Очень трудно бороться с ученицами Тутберидзе. Она это знает как никто. В последнее время, переиграть Тутберидзе не удавалось никому - ни мудрому Мишину, ни громогласному Плющенко, ни скромному Давыдову. Но есть тренер, чья ученица победила "девочку Тутберидзе" на самом важном старте четырехлетия. Правда, это было достаточно давно, в 2014 году в Сочи. Юля Липницкая - "девочка в красном пальто" сверкнула в команднике, но на личные соревнования концентрации не хватило. И из-за ее хрупкого плеча выдвинулась Аделина Сотникова. Потом некоторые эксперты писали, что сыграл фактор домашней олимпиады, а чемпионкой должна была стать Ю - На Ким. Удивительно, но самую строгую отповедь подобным писакам дала именно Этери Тутберидзе.

Вечером я посмотрела эфир, и комплексно для меня абсолютной чемпионкой была Аделина Сотникова. Это был прокат ее жизни. Я никогда не видела, чтобы она так отдавалась в каждом элементе. Если собрать все вместе, это абсолютная победа. Это говорю вам как тренер соперницы. Ю - На Ким была великой, но раньше. А теперь наши девочки выросли.

Тутберидзе всегда была за честную игру. Поэтому восхищение олимпийским прокатом не помешало ей яростно выступить в следующем сезоне против внеконкурсной отправки той же Сотниковой на чемпионат Европы. На войне, как на войне. И что-то подсказывает, что сражение гранд - дам женской одиночки еще не закончено. Их тренерские судьбы в чем-то повторяются. Первые знаковые ученицы - суперзвезды грандесс достаточно рано закончили выступления. Собственно, пиком карьеры для обеих стали старты в Сочи. И обе были очень юными. Юле исполнилось 15 лет, а Аделине - 17. Дальше удачливее была Этери Тутберидзе. Два олимпийских золота, два серебра, олимпийское золото в команднике и серебро в парах. И длиннющая скамейка молодежи. Но сейчас введением возрастного ценза шансы несколько уравниваются.

В распоряжении Буяновой нежданно- негадано оказалась 18-летняя Алена Косторная, а у Тутберидзе - ее ровесница Анна Щербакова (Александру Трусову пока трудно брать в расчет - слишком расплывчаты ее личные планы на будущее). И это, возможно, обещает очень интересную борьбу в следующем сезоне. Во - первых, соревнование школ и систем: метод большой команды Тутберидзе, где не последнюю роль играет достаточно жесткая конкуренция против возможности индивидуального подхода в камерной группе Буяновой. Во-вторых, борьба характеров девушек. Конечно, они сейчас в разных "весовых" категориях. Аня - чемпионка России, чемпионка мира, чемпионка олимпийских Игр. Но многочисленные титулы в какой-то степени играют сейчас против нее, вроде бы лишают мотивации. Однако, зная Анин спортивный характер, можно сказать, что соперникам на это рассчитывать абсолютно не надо. Вопрос в другом - найдет ли мотивацию Алена. Ресурсов для борьбы у нее достаточно - талант "катальщицы", неутраченная харизма, артистичность, с возрастом выходящая на новый совсем взрослый уровень, спортивная злость, помогавшая в свое время с тройным акселем. Ну и, наконец, возможно, "реваншистская" мотивация тренера - неужели ни у кого нет желания поколебать трон Снежной королевы? Как распорядится своими "козырями" Алена Косторная покажет время. Мы однозначно будем ждать интересной борьбы.