Найти тему
Dema

Взрыв итальянского «Новороссийска»

Как такое возможно, чтобы Новороссийск был итальянским? Или это совсем не тот Новороссийск, о котором вы подумали? И как получилось так, что его судьба была решена взрывом? Давайте по порядку

Во время Второй Мировой войны среди всей боевой мощи итальянского флота смог затесаться не самый новый, и к тому же, довольно «уставший» по сравнению с остальными своими собратьями корабль «Джулио Чезаре». Стоит отметить то, что с самого своего создания этот корабль прослеживали неудачи. Ведь созданный незадолго до начала Первой Мировой войны «Джулио Чезаре» так и не принял в ней участия. Это произошло не из-за того, что он просто не понадобился, а из-за его несовершенства. С чем это было связано? Скорее всего определённые ошибки во время сборки корабля и некачественный металл, который уже в первое время эксплуатации показал свою негодность.

-2

Однако его время настало во Второй Мировой войне. Казалось бы, вот, тот шанс и для корабля и для его команды проявить себя в реальном бою и показать, на что они способны. Но.. Но этому не суждено было сбыться. В одном из первом боях корабль сразу же получил пробоину, после которой встал на ремонт. Но до полного вывода корабля из строя его довели успешные атаки английской авиации. После этого всего корабль так и не вернулся на поле боя, а стал учебным.

По окончании войны возник вопрос о разделе итальянского военного флота. Несмотря на попытки СССР забрать новый линкор «Литторио» это ни к чему не привело. Вместо этого СССР достался наш старый знакомый «Джулио Чезаре». И то не сразу.. Ведь получить его в ближайшее время было крайне проблематично. Взамен его англичане передали СССР «Роял Соверн», который в последствии в нашем военно-морском флоте получил название «Архангельск». Но в 1948 году, когда состав флота СССР всё-таки был пополнен итальянским кораблем «Джулио Чезаре», «Архангельск» был отправлен в Великобританию на слом.

«Джулио Чезаре» прибыл в Севастополь, получил новое название «Новороссийск» и встал в один ряд с другими не самыми новыми кораблями СССР. Было принято решение использовать «Новороссийск» для боевой тренировки и выучки экипажей. Но сразу возник ряд других проблем: документация на итальянском языке, несоответствие калибра пушек нашим снарядам и другие.

В итоге лишь к 1956 году «Новороссийск» вошёл в состав Черноморского флота и стал самым сильным боевым кораблем СССР, имея на борту 13 пушек и 3 подводных торпедных аппарата.

-3

28 октября 1955 года «Новороссийск» принимал участие в праздновании 100-летия обороны Севастополя. В тот момент, когде часть экипажа сошла на берег, глубина под килем корабля составляла 17 метров.

-4

Стоит заметить, что сошла далеко не вся команда. На линкоре осталось более 600 человек. Многие из которых отдыхали, кто-то нёс вахту. Ничего не предвещало беды. Тем более на борту такого мощного боевого корабля. Казалось бы, что тебе может угрожать на борту боевого корабля, в особенности в своих территориальных водах, которые находятся даже не на границе и в мирное время..

Но.. Ночью 29 октября со стороны правого борта раздался мощный взрыв. Правая сторона корабля даже поднялась из воды. Корпус был пробит. Вода стремительно заполняла один за одним отсеком корабля. В результате чего, линкор практически сразу получил крен на правый борт. Взрыв был такой силы, что сразу же унёс жизни примерно 160 матросов, которые находились в близи места взрыва. Какого было мое удивление, когда я узнал, что было принято решение пока не эвакуировать оставшихся моряков. Видимо это было проблематично в связи с креном на правый борт. Возможно это могло унести жизни ещё нескольких моряков. Вместо этого корабльрешили отбуксировать в безопасное место, зафиксировать его и стабилизировать. И только после этого начать проводить эвакуацию. Но в скором времени он сел на мель. Дальнейшая буксировка не представлялась возможной. Время на раздумье не было. Оно стремительно утекало. С такой же скоростью, как вода попадала внутрь корабля. В итоге, ближе к рассвету корабль окончательно перевернулся. Что делать дальше? Этот вопрос волновал многих. Тем более, учитывая то, что на борту ещё оставалось около 500 матросов. И с каждой минутой их количество уменьшалось по мере затопления корабля. Надежда на то, что в таком положении корабль сможет пробыть как можно дольше не угасала. Но на следующий день корабль полностью скрылся с поверхности водной глади.

После поднятия линкора на поверхность воды
После поднятия линкора на поверхность воды

В итоге в данной катастрофе погибло 603 человека, большинство из которых были просто заперты в отсеках перевернувшегося линкора.

К его поднятию со дна приступили только летом 1956 года, когда днище всплыло на 5 метров. До этого все попытки оказались неудачными. Это было связано с большой глубиной и отсутствием на тот момент определенных технологий, которые могли поспособствовать поднятию «Новороссийска». После того, как корпус корабля поднялся с глубины на поверхность, его отбуксировали и просто разобрали на металлолом. Его конец стал началом для других новых и более современных военных кораблей.

По официальной версии «Новороссийск» был подорван на донной морской мине, которую оставили немцы ещё в 1944 году. Но возникает вопрос.. Почему линкор простоял так долго времени на одном месте, а взрыв произошёл глубокой ночью?Ведь после войны эти воды были «прочищены» от оставшихся там мин. Согласитесь, вероятность того, что там остался один снаряд, и именно на него попал корабль слишком мала. Также не был исключён факт диверсии и тщательно скрытом минировании судна ещё задолго до его вступления в ряды Черноморского флота.

Однако ни одна из этих версий так и не является окончательной. Настоящую причину, погубившую 603 человека и линкор «Новороссийск» так и не установили..

-6