Найти в Дзене
Leska.Nastya

Скорочтение: личный опыт и советы.

Оглавление

К концу первого класса, как я и говорила раньше, наша скорость чтения держалась на уровне 40-50 слов в минуту. Неплохой уровень для 2 класса, но наша учительница оценила других детей и твердой рукой подняла планку оценок: теперь пятерку можно было получить только от 70 слов в минуту, а 50 - это была даже не тройка.

Получалось, что за чтение у нас "двойка".

Первым делом я пробежалась по специалистам: логопед/невролог/психолог. Всё в норме, да, ребенок читает медленнее стандартного, но "не торопитесь, всё будет". И именно логопед посоветовала нам сходить на скорочтение.

#лайфхаки

В чем идея "скорочтения"? Нет, не в том, чтобы читать больше! А в том, чтобы развивать дополнительные навыки: периферическое зрение, левополушарное мышление (если вам сейчас смешно про это читать, не торопитесь, дальше будет пояснение), память, внимание и сосредоточенность.

Весь смысл скорочтения состоит в каждодневном выполнении некоторых заданий.

Вот задания для развития внимательности:

Тест Струпа (Задание: называйте цвет, а не то, что написано)
Тест Струпа (Задание: называйте цвет, а не то, что написано)
Найди цифру (Задание: в течении 5 минут найти все цифры по порядку)
Найди цифру (Задание: в течении 5 минут найти все цифры по порядку)

Задания для развития левополушарного мышления (связь физических и умственных действий):

Алфавит (Задание: буква снизу означает, что нужно делать: поднимать правую руку (п), левую руку (л) или все (в). С каждой сказанной вслух буквой нужно поднимать одну или другую руку)
Алфавит (Задание: буква снизу означает, что нужно делать: поднимать правую руку (п), левую руку (л) или все (в). С каждой сказанной вслух буквой нужно поднимать одну или другую руку)
Рисунок (Задание: рисуем двумя руками сразу)
Рисунок (Задание: рисуем двумя руками сразу)

Задания для улучшения периферического зрения:

Таблицы Шульте (Задание: постарайтесь смотреть ровно в центр таблицы (здесь - цифра 15), а затем боковым зрением находите цифры по порядку от 1 до 25)
Таблицы Шульте (Задание: постарайтесь смотреть ровно в центр таблицы (здесь - цифра 15), а затем боковым зрением находите цифры по порядку от 1 до 25)
Читаем по столбикам
Читаем по столбикам
Читаем по строчкам
Читаем по строчкам
Читаем зигзагом: сначала строчку и столбик до конца (желтый цвет), потом следующую строчку и столбик (зеленый) и т.д.
Читаем зигзагом: сначала строчку и столбик до конца (желтый цвет), потом следующую строчку и столбик (зеленый) и т.д.

И, наконец, не секрет, что быстро читает тот, кто "додумывает" слова по ходу чтения. Значит тут в ход идёт и работа мозга, и память, и внимательность.

Все мы помним знаменитую картинку, которая облетела интернет еще в ту пору, когда интернет только появился:

-9

Вот и в скорочтении используется эта идея:

Перевернутые слова
Перевернутые слова
"Лишние буквы"
"Лишние буквы"
"Закрытый текст"
"Закрытый текст"

Здесь можно даже не искать специальные тексты: достаточно взять линеечку и "закрыть" половину слов снизу или сверху.

Можно читать "вверх ногами", под углом 90 градусов - всё это заставляет мозг "додумывать слова" и увеличивает скорость чтения.

А еще можно использовать логопедические задания и ребусы:

-13

Кроме этого, в скорочтение входят еще блок "быстроговорения", когда нам нужно не только быстро осознать информацию, но и проговорить её достаточно быстро.

Для этого учатся быстро читать труднопроизносимые слоги. Например, такие:

нра нри нре кра кру кры крэ кря крё рну рны рню рни

(Читаем три раза на время)

Разумеется, учим скороговорки. У нас для такого случая с самого детства припасены две книжки:

#учебная_литература_для_начальной_школы

-14

Книжки маленькие (всего 10 см), но ооочень полезные. Мы часто брали их с собой в дорогу/поликлинику, чтобы занять время.

Скороговорки нужны не только для проговаривания слов, но и помогают запомнить трудные ударения. Самый стандартный случай:

Попробуйте сказать "щавель" с неправильным ударением - у вас просто не получится!
Попробуйте сказать "щавель" с неправильным ударением - у вас просто не получится!

Ну, а самое легкое и полезное задание в "быстроговорении" - это досчитать до ста на скорость.

Попробуйте сами:

Раз. Два. Три. Четыре. Пять. Шесть. Семь. Восемь. Девять. Десять...

Вот где разбег звуков и звукосочетаний! Никаких дополнительных денежных вложений, сил и времени)

И самое интересное: итоги.

Спустя десять занятий по скорочтению наша скорость выросла с 50 до твердых 80. Иногда скорость бывает даже 100-140 - но это уже в зависимости от "легкости" текста.

Удивительно дело: стоит нам сейчас пропустить недельку занятий и скорость снижается (но не до 50 уже), а стоит заниматься ту же недельку по пять минут в день - скорость растёт)

Значит ли это, что скорочтением нужно заниматься всю жизнь?

Вряд ли. Рано или поздно скорость будет повышаться медленнее, а значит смысла в таких занятиях уже не будет.

Но для первоначального "поднятия" скорости это очень хороший инструмент.

Еще одна интересная идея:

Если вы не противник компьютера для детей, то быстро продвигает в скорочтении "слепой метод печати". Тут двойная польза : и быстро читать учишься, и быстро печатать)

Мы печатаем здесь:

https://www.ratatype.ru/

Там интересный персонаж, который "съедает" буквы, а за бонусы можно купить следующего персонажа. Мы пока копим бонусы, чтобы купить лягушонка Фрога)

А для совсем взрослых детей (и их родителей), которые хотят проверить себя в скоропечатании, есть другой ресурс:

https://klavogonki.ru/

Здесь можно соревноваться с другими людьми в скорости.

Спасибо за внимание и до скорых встреч!

!! Картинки взяты из открытых источников в интернете.