К концу первого класса, как я и говорила раньше, наша скорость чтения держалась на уровне 40-50 слов в минуту. Неплохой уровень для 2 класса, но наша учительница оценила других детей и твердой рукой подняла планку оценок: теперь пятерку можно было получить только от 70 слов в минуту, а 50 - это была даже не тройка.
Получалось, что за чтение у нас "двойка".
Первым делом я пробежалась по специалистам: логопед/невролог/психолог. Всё в норме, да, ребенок читает медленнее стандартного, но "не торопитесь, всё будет". И именно логопед посоветовала нам сходить на скорочтение.
#лайфхаки
В чем идея "скорочтения"? Нет, не в том, чтобы читать больше! А в том, чтобы развивать дополнительные навыки: периферическое зрение, левополушарное мышление (если вам сейчас смешно про это читать, не торопитесь, дальше будет пояснение), память, внимание и сосредоточенность.
Весь смысл скорочтения состоит в каждодневном выполнении некоторых заданий.
Вот задания для развития внимательности:
Задания для развития левополушарного мышления (связь физических и умственных действий):
Задания для улучшения периферического зрения:
И, наконец, не секрет, что быстро читает тот, кто "додумывает" слова по ходу чтения. Значит тут в ход идёт и работа мозга, и память, и внимательность.
Все мы помним знаменитую картинку, которая облетела интернет еще в ту пору, когда интернет только появился:
Вот и в скорочтении используется эта идея:
Здесь можно даже не искать специальные тексты: достаточно взять линеечку и "закрыть" половину слов снизу или сверху.
Можно читать "вверх ногами", под углом 90 градусов - всё это заставляет мозг "додумывать слова" и увеличивает скорость чтения.
А еще можно использовать логопедические задания и ребусы:
Кроме этого, в скорочтение входят еще блок "быстроговорения", когда нам нужно не только быстро осознать информацию, но и проговорить её достаточно быстро.
Для этого учатся быстро читать труднопроизносимые слоги. Например, такие:
нра нри нре кра кру кры крэ кря крё рну рны рню рни
(Читаем три раза на время)
Разумеется, учим скороговорки. У нас для такого случая с самого детства припасены две книжки:
#учебная_литература_для_начальной_школы
Книжки маленькие (всего 10 см), но ооочень полезные. Мы часто брали их с собой в дорогу/поликлинику, чтобы занять время.
Скороговорки нужны не только для проговаривания слов, но и помогают запомнить трудные ударения. Самый стандартный случай:
Ну, а самое легкое и полезное задание в "быстроговорении" - это досчитать до ста на скорость.
Попробуйте сами:
Раз. Два. Три. Четыре. Пять. Шесть. Семь. Восемь. Девять. Десять...
Вот где разбег звуков и звукосочетаний! Никаких дополнительных денежных вложений, сил и времени)
И самое интересное: итоги.
Спустя десять занятий по скорочтению наша скорость выросла с 50 до твердых 80. Иногда скорость бывает даже 100-140 - но это уже в зависимости от "легкости" текста.
Удивительно дело: стоит нам сейчас пропустить недельку занятий и скорость снижается (но не до 50 уже), а стоит заниматься ту же недельку по пять минут в день - скорость растёт)
Значит ли это, что скорочтением нужно заниматься всю жизнь?
Вряд ли. Рано или поздно скорость будет повышаться медленнее, а значит смысла в таких занятиях уже не будет.
Но для первоначального "поднятия" скорости это очень хороший инструмент.
Еще одна интересная идея:
Если вы не противник компьютера для детей, то быстро продвигает в скорочтении "слепой метод печати". Тут двойная польза : и быстро читать учишься, и быстро печатать)
Мы печатаем здесь:
Там интересный персонаж, который "съедает" буквы, а за бонусы можно купить следующего персонажа. Мы пока копим бонусы, чтобы купить лягушонка Фрога)
А для совсем взрослых детей (и их родителей), которые хотят проверить себя в скоропечатании, есть другой ресурс:
Здесь можно соревноваться с другими людьми в скорости.
Спасибо за внимание и до скорых встреч!
!! Картинки взяты из открытых источников в интернете.