Найти тему
Смотри в себя

Можно ли ходить по храму во время Литургии? Объясняет Алексей Осипов

Как нужно вести себя в храме? На что мы должны ориентироваться? Что можно делать и что делать нежелательно, рассказал богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.

Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.
Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.

Алексей Ильич Осипов, богослов:

Сейчас всё чаще приходится наблюдать за тем, что люди, приходящие в храм, понятия не имеют, как себя вести здесь. И не просто не знают, они полагают, что всё делают правильно. А, в действительности, не знают элементарных норм.

Человек заходит в церковь во время богослужения. Он приобретает свечи, расплачивается, разговаривает. Далее со свечкой направляется к подсвечнику, толкая при этом людей. Далее он идёт к иконе, вновь расталкивая людей, целует икону. И он даже не в силах понять, что происходит.

Кстати, многие люди даже не знают, что символизирует свечка. Свеча символизирует мою молитву. Огонёк горит. И я должен молиться здесь как огонь. С вниманием, благоговением. Вы думаете, Богу свечка нужна?

Храм — это место для молитвы. Здесь не должно быть суеты. Представьте, вы стоите и молитесь, вас толкают, протискиваются, «чмокают» икону... Что за безобразие?

Если вы хотите приобрести свечки или заказать молебен, нужно прийти в церковь до службы или задержаться после окончания. Но в то время, когда идёт богослужение, не надо отовариваться, разговаривать, звенеть мелочью, мешать людям.

Избави вас, Бог, пробираясь к иконе, отвлекать людей от молитвы. Отвлекать и к тому же навлекать на себя осуждение и гнев. И для чего? Чтобы поставить Николаю Угоднику свечу. Вы думаете, Николаю это нужно?

Нельзя расхаживать по храму во время богослужения. Не дело это! Постарайтесь вести себя здесь благоговейно.

Представьте, что вы вошли в роскошные царские палаты. Вы будете расхаживать и рассматривать всё вокруг, вертя головой во все стороны? Нет. Вы будете стоять и ждать с благоговением. А иначе что получается: зашли в храм, и нам здесь — море по колено. Если я позволяю себе такое поведение в храме, то, получается, что нет для меня никакого Бога.

Когда родители приводят в церковь своих маленьких детей, то ни в коем случае не стоит устраивать здесь детскую площадку. И когда мамаша начинает всюду следовать за своим ребёнком, который бегает и пищит, то, таким образом, она лишает людей молитвы. Она пособничает дьяволу. Потому что его основная задача — отвлечь людей от молитвы.

Избави, Бог, этим заниматься. Не навлекайте на себя гнев Божий. Это великий грех. Нельзя мешать молиться. Кричит ребёнок или бегает — немедленно покиньте храм. Или приучайте его вести себя так, чтобы никому не мешать.

От внешней стороны нашего поведения очень много зависит. Например, в Литургии есть такой момент — евхаристический канон. И там поётся следующее:

«Тебе поём, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш».

После этой молитвы трижды произносится: «Аминь. Аминь. Аминь». И все должны сделать земной поклон. Потому что происходит самый важный момент Литургии — приложение святых даров.

Причастие — это причастность к кому-то или чему-то. Говорят, что тот, кто причащается, становится Христу единотелесен, единокровен.

Таинство Евхаристии — это явление Христа, с которым мы можем соединиться.

То есть во время Литургии к нам приходит сам Христос. И в это время нужно сделать земной поклон. А люди стоят, как свечечки, и даже голову не преклонят. Как жаль, что мы, православные, этого не знаем.

Представьте, что перед нами появляется сам Христос. Разве бы мы не засвидетельствовали эту встречу земным поклоном?

Также очень важно понять, что молитва состоит не в том, чтобы дойти до храма, и не в том, чтобы послушать здесь какие-то слова или песнопения. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, нужно учиться правильной молитве. Как это понять?

Произнесение молитв или стояние на службе — это вовсе не молитва. Молитва только тогда и начинается, когда уделено внимание каждому слову.

Во время службы можно внимательно слушать то, что читают или поют. Если же слова и песнопения не понятны (такое бывает), Брянчанинов настоятельно рекомендует понуждать себя к краткой Иисусовой молитве:

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного».

На эту короткую молитву нас ещё может хватить, чтобы не упорхнуть в свои мысли или фантазии.

Почему это надо делать? Чтобы не заниматься самообманом. Казалось бы, посетили церковь, казалось бы, помолились. Оказывается, ни того, ни другого не совершили. Зашли в храм — поглазели, головой повертели, поосуждали, помечтали...

Если мы не учимся молиться, тогда какой толк от посещения церкви?

Ещё статья: Если страшно — молись. Объясняет священник.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий смирение