Найти тему

Песня, которая определила будущее поп-музыки

Сегодня услышал её по радио и понял, что пора написать о культовом хите, который определил развитие танцевальной и электронной музыки на десятилетия вперёд. Объединил рок и электронику. Заложил основы синти-попа... Встречайте «Blue Monday»!

Эта вещь всегда на переднем краю с лучшими из лучших. Неизменно входит в рейтинги лучших песен в истории. Правда, у нас плохо знают и сам трек, и группу, его создавшую. А зря.

Выпущенный 7 марта 1983 года хит New Order по праву считается одним из самых новаторских и революционных треков 1980-х. Он остаётся самым продаваемым 12-дюймовым синглом всех времён.

Такой успех удивил и самих авторов. Песня возникла в результате эксперимента, когда New Order попытались создать произведение, которое их оборудование могло бы воспроизводить само, избавив музыкантов от необходимости выходить на бис во время концертов.

-2

Неприязнь New Order к выходу на бис восходит к бескомпромиссной анти-коммерческой позиции, которую музыканты заняли ещё будучи манчестерской панк-группой Warsaw в 1977 году. Однако в течение года они переименовали себя в Joy Division, создали уникальное звучание и выпустили два весьма влиятельных альбома «Unknown Pleasures» и «Closer», прежде чем их 23-летний вокалист Иэн Кёртис покончил жизнь самоубийством в мае 1980 года.

Joy Division были гитарной рок-группой. Но они обожали Kraftwerk. Синтезаторы и драм-машины зазвучали уже в «Closer». Когда группа перегруппировалась в New Order после смерти Кёртиса, её участники бросились исследовать возможности электроники и осваивать новые технологии.

После успешной интеграции секвенсоров в ранние синглы, New Order продолжили запись второго альбома «Power, Corruption & Lies» 1983 года в студии Pink Floyd в Лондоне. Именно здесь они сформировали звучание «Blue Monday».

В их распоряжении была драм-машина Oberheim DMX, которой заправлял барабанщик Стивен Моррис. Он же привнёс в ритм-партию сбивки и остановки, похожие на те, которые New Order слышали на пластинках из нью-йоркских клубов 1980-х.

-3

Группа добавила гудящую синтезаторную партию баса, основанную на диско-хите Сильвестра «You Make Me Feel (Mighty Real)»:

Сверлящий звук бас-барабана наследовал пульсацию от продюсера Джорджо Мородера в «Our Love» Донны Саммер:

Потом они сэмплировали характерные хоровые вокальные дорожки в духе трека Kraftwerk «Radioactivity». Питер Хук добавил свою мгновенно узнаваемую басовую партию, а меланхоличный вокал Бернарда Самнера довершил звуковую картину.

Музыканты были довольны результатом, но не предполагали, что у них на руках хит-сингл. В «Blue Monday» не было явного припева, да и продолжительность (больше семи минут) не гарантировала мгновенного успеха...

-4

Однако песня быстро разнеслась по клубам по всей Европе, попала в мейнстримовые чарты по всему миру, поднялась на 9-е место в Великобритании и возглавила танцевальные чарты в США. Во время теле-выступления в «Top Of The Pops» принципиальные New Order настояли на том, чтобы играть вживую:

Отдельно стоит упомянуть конверт сингла, который стал легендой. Дизайнеры Питер Сэвилл и Бретт Виккенс поместили 12-дюймовую пластинку в конверт, напоминающий дискету. Это было круто и эстетично, но затраты на производство обложки были настолько высоки, что сингл «Blue Monday» продавался фактически себе в убыток.

-5

Запись вывела New Order в мейнстрим и помогла сформировать характерный рок-звук с электронными влияниями, который в конечном итоге привёл команду к успеху на международной арене. Бернард Самнер признался: «Я бы не сказал, что это мой любимый трек New Order, но как зажигалке, заставляющей танцевать, ему нет равных. Даже сегодня, когда в клубе начинается «Blue Monday», люди сразу заполняют танцпол!»

#музыка #хиты #песни #80-е #электронная музыка