Найти тему

Великая Отечественная война и кинематограф (часть тридцатая седьмая)

Уже четвёртое поколение в мире не знает, что такое Мировая война. Оставшихся в живых ветеранов, подаривших нам мирное небо над головой, становится всё меньше. Но мы должны в веках свято помнить и чтить их Великий Подвиг и не допускать повторения Мировой трагедии! Вечная Память и Слава Воинам, победившим фашизм!

Кадр из мультфильма "Синица"
Кадр из мультфильма "Синица"

"Синица" (23.03.1944, "Союзмультфильм", 7 мин. 27 сек., сценарист Зиновий Калик, режиссёры Мстислав Пащенко, Александр Иванов, художники Геннадий Филиппов, Борис Дёжкин, Ф. Гольдштейн, Г. Любарская, операторы Е. Гимпельсон, Н. Соколова, композитор Никита Богословский. Экранизация одноимённой басни Ивана Андреевича Крылова. Басня высмеивала Наполеона, готовящегося к войне с Россией, который, по образному выражению баснописца, собирался "Море сжечь". При встрече с Воробьём Синица расхвасталась, что она может поджечь море. Скоро молва об этом облетела всех обитателей леса. Множество зверей собралось посмотреть на то, как Синица будет поджигать море. Не сумев сделать этого, посрамлённая Синица поспешила убраться восвояси).

Кадр из фильма "Старая мельница"Silly Symphonies
Кадр из фильма "Старая мельница"Silly Symphonies

"Старая мельница" ("The Old Mill") [1944, "Walt Disney Productions -RKO Pictures", Голливуд, США, 9 мин., цветной мультфильм из серии Silly Symphonies (Глупые симфонии), продюсер Уолт Дисней, сценаристы Мэрилл Де Марис, Чак Коуч, Вернон Сталлингс, Дик Рикард, режиссёры Уилфред Джексон, Грэм Хайд ("Оскар" за лучший короткометражный анимационный фильм,1938), композитор Ли Харлайн, премьера в США - 5 ноября 1937 года, в СССР фильм демонстрировался с 16 июня 1944. Великолепная диснеевская музыкальная история про старую мельницу, стоящую на берегу пруда. На ней поселилось много разной живности. Это и мышки, и мудрая сова, и голуби. Днем в пруду плавают утята, а по ночам лягушки устраивают хоровое пение].

Кадр из мультфильма "Телефон"
Кадр из мультфильма "Телефон"

"Телефон" [1944, "Союзмультфильм", 12 мин., по стихотворению-сказке и сценарию Корнея Ивановича Чуковского, режиссёр Михаил Цехановский, художники Иван Иванов-Вано, Михаил Цехановский, Вера Цехановская, Ирина Троянова, Ольга Геммерлинг, Вера Роджеро,
Б. Сутеева, Н. Орлова, Геннадий Филиппов, Лидия Резцова, Борис Дежкин, Фаина Епифанова, Роман Давыдов, Елизавета Казанцева, оператор Николай Соколов, композитор Лев Шварц. Главный персонаж сказки - рассказчик (в этой роли снялся автор - Корней Чуковский). У него есть телефон, по которому звонят разные животные (нарисованные). Каждый из них просит что-то прислать, кого-то позвать или что-то сделать. От постоянных и непрерывных звонков рассказчик не спал три дня и очень устал. Но как только он решил отдохнуть, ему позвонил носорог. Он сообщил, что бегемот провалился в болото. Рассказчик бежит к болоту и начинает вытягивать бегемота].

Кадр из мультфильма "Дом № 13"
Кадр из мультфильма "Дом № 13"

"Дом № 13" (1945, "Союзмультфильм" по заказу УПО НКВД г. Москвы, 10 сек. 18 сек., сценаристы Алексей Симуков, Зиновий Калик, режиссёры и художники-постановщики Борис Дежкин, Геннадий Филиппов, оператор Елена Петрова, композитор Юрий Милютин. На Лесной улице в доме с несчастливым номером живёт молодая заячья чета. Во время приготовления обеда, на который приглашено немало друзей, хозяева включают разом все имеющиеся у них электроприборы - плитки, чайники, кастрюли... Но проводка не выдержала перенапряжения, и дом загорелся).

Кадр из сатирического документального фильма "Когда Геббельс не врёт". Нарисованный министр пропаганды Третьего Рейха Пауль Йозеф Геббельс (29.10.1897- 01.05.1945)
Кадр из сатирического документального фильма "Когда Геббельс не врёт". Нарисованный министр пропаганды Третьего Рейха Пауль Йозеф Геббельс (29.10.1897- 01.05.1945)

"Когда Геббельс не врёт" (1945, Тбилисская киностудия, 11 мин. 13 сек., сценарист Григорий Колтунов, режиссёр Сергей Федорченко, художники Э. Атанелашвили, З. Заамишвили, Е. Макашвили, Г. Чмутов, оператор мультипликации Любовь Квалиашвили. Фильм-памфлет с использованием документальных кадров, сделанных в Сталинграде посвящён популярной в те годы теме - борьбе с немецкой пропагандой. Лента разоблачает Йозефа Геббельса, соратника Адольфа Гитлера. С 1933 по 1945 год он возглавлял Министерство народного просвещения и пропаганды, контролировал немецкую прессу, радио, кино. Геббельс изображен как мультипликационный персонаж. В картину вошли отрывки из советской и немецкой кинохроники 1941-1944 годов, снятые в том числе в Сталинграде).

Кадр из мультфильма "Зимняя сказка"
Кадр из мультфильма "Зимняя сказка"

"Зимняя сказка" (1945, "Союзмультфильм", 10 мин. 05 сек., цветной, сценаристы Иван Иванов-Вано, Евгений Шварц, режиссёр Иван Иванов-Вано, художники Анатолий Сазонов, Евгений Мигунов, Борис Дёжкин, Татьяна Федорова, Геннадий Филиппов, Фаина Епифанова, Роман Давыдов, Сюзанна Бялковская, Ламис Бредис, Лидия Кузнецова, Лидия Резцова, Александр Беляков, Надежда Привалова,Вера Валерианова, В. Сутеева, Н. Верещагина, Елена Танненберг, Ольга Геммерлинг, операторы Николай Воинов, Елена Петрова, в фильме использована музыка Петра Ильича Чайковского в обработке Юрия Никольского, звукооператор Сергей Ренский, художественный руководитель - заслуженный артист РСФСР Александр Лукич Птушко. Наступила студёная суровая зима, скоро наступит Новый год. Лесные зверушки собрались его встречать. В этом им помогают Дед Мороз, Снегурочка и Снеговик. Озорная новогодняя сказка с музыкальными сценами вокруг новогодней ёлки, плясками).

Кадр из мультфильма "Пропавшая грамота"
Кадр из мультфильма "Пропавшая грамота"

"Пропавшая грамота" (1945, "Союзмультфильм", 42 мин., цветной, экранизация повести Николая Васильевича Гоголя, сценаристы и режиссёры-постановщики Валентина и Зинаида Брумберг, режиссёры Зиновий Калик, Ламис Бредис, художники Евгений Мигунов, Анатолий Сазонов, Ламис Бредис, Борис Дёжкин, Татьяна Басманова, Фаина Епифанова, Лев Попов, Татьяна Фёдорова, Николай Фёдоров, Александр Беляков, Геннадий  Филиппов, Надежда Привалова, Роман Давыдов, Нина Миндовская, Пётр Репкин, Вера Валерианова, Вера Роджеро, Ольга Геммерлинг, Валентина Сутеева, Т. Невзорова, И. Троянова, операторы Николай Воинов, Елена Петрова, композитор  Сергей Василенко, звукооператор Николай Прилуцкий, балетмейстер Игорь Моисеев, актёры Михаил Яншин, Борис Ливанов, Сергей Мартинсон, Леонид Пирогов, Василий Качалов, художественный руководитель - заслуженный артист РСФСР Александр Лукич Птушко. Подгулявшему казаку снится, что встретившийся ему черт крадет у него шапку вместе с гетманской грамотой, которую казак должен был доставить в Петербург царице. В поисках пропавшей грамоты казак  попадает к чертям в пекло. Ведьма предлагает казаку отыграть грамоту в карты. Казак крестит карты и выигрывает. Черти вместе с ведьмой исчезают, а шапка с грамотой возвращается к казаку).

Кадр из мультфильма "Теремок"
Кадр из мультфильма "Теремок"

"Теремок" (1945, "Союзмультфильм", 23 мин. 33 мин., цветной, сценарист Самуил Маршак, режиссёры Ольга Ходатаева, Пётр Носов, Виктор Громов, художники Пётр Носов, Роман Давыдов, Фаина Епифанова, Надежда Привалова, Елена Хлудова, Татьяна Федорова, Вера Роджеро, Ольга Геммерлинг, В. Сутеева, Константин Малышев, оператор Николай Воинов, композитор Юрий Бирюков, актёры Владимир Петров, Клавдия Коренева, Юлия Юльская, Владимир Лепко, Тамара Беляева, Фёдор Курихин, Анатолий Ржанов, художественный руководитель - заслуженный артист РСФСР Александр Лукич Птушко. Экранизация русской народной сказки. Поселились в теремке лягушка - Квакушка, мышка - Норушка, петушок - Золотой Гребешок и ёжик - Ни Головы, Ни Ножек. Живут дружно и весело. Навели в теремке порядок, разукрасили ставни и огородили теремок высоким забором с крепкими воротами. Но не нравится лисе, волку и медведю, что в теремке петух, которого они хотят съесть. И решают они напасть с целью пообедать обитателями теремка (за главного медведь), тем более что они такие большие, а жители теремка — маленькие. Не пустили их в теремок, и тогда хищники попытались то хитростью, то напролом попасть за высокий забор. Но смелые и дружные обитатели теремка дают отпор захватчикам и прогоняют их прочь).

Заслуженный артист РСФСР Александр Лукич Птушко (19.04.1900, Луганск - 06.03.1973, Москва) на съёмках антифашистского фильма "Новый Гулливер".                                Выдающийся советский кинорежиссёр Александр Лукич Птушко внёс огромный вклад в развитие отечественной мультипликации и художественной кинематографии, снимая в сказочной былинной форме произведения в основном антивоенного содержания.    Сменив несколько профессий, Александр Птушко в 1928 году пришёл на работу в "Москинокомбинат" (ныне - один из крупнейших мировых кинопроизводственных комплексов - Орденов Ленина и Октябрьской Революции киноконцерн "Мосфильм") в качестве конструктора кукол и художника ("Пропавшая грамота",1928, режиссёр Юрий Меркулов, художник Александр Птушко, политшарж, поставленный в связи с налетом английской полиции на лондонское представительство советской компании "Аркос"), 
был сценаристом и режиссёром кукольных мультипликационных фильмов "Шифрованный документ" (1928), "Случай на стадионе" (1928), "Сто приключений" (1929), "Кино в деревню" (1930, совместно с Иваном Никитченко) (во всех этих фильмах А. Л. Птушко был также художником- мультипликатором), "Крепи оборону!" (1930), "Властелин быта" (1932, первый советский звуковой объёмный фильм, также был художником),                                                           "Новый Гулливер" {1935, используя общую канву первой части романа ирландского писателя-сатирика Джонатана Свифта (Jonathan Swift; 30.11.1667 - 19.10.1745, Дублин) "Путешествия Гулливера", режиссёр вместе с художниками Саррой Мокиль, Валентином Кадочниковым, Юрием Швецем,  Фёдором Красным,  Андреем Осиповичем Никулиным (заслуженный деятель искусств РСФСР, 1878-13.09.1945, Москва), Ольгой Таёжной,  Александром Жареновым, Г. Яловым, операторами Николаем Ренковым и Иваном Шкаренковым, композитором Львом Шварцем, звукооформителем Яковом Хароном, по сценарию, написанному Александром Птушко, Григорием Рошалем, Сигизмундом Кржижановским и  Самуилом Болотиным, с участием молодого актёра Владимира Константиновича Константинова (1920, Москва -  26.03.1944, старшина 2-й статьи - погиб на фронте в бою под Нарвой) создали выдающиеся антивоенное произведение - злую сатиру на буржуазное государство с явным намёком на зарождающийся фашизм в европейских странах и борьбу с ним пролетариата. Первый в мире полнометражный художественный фильм с большим количеством комбинированных и макетных съёмок с участием кукол и живого актёра. В картине было использовано свыше полутора тысяч кукол, в том числе и вылепленные из глины. Успех этого фильма, высоко оценённого как в СССР, так и за рубежом, позволил Птушко открыть собственное художественно-производственное объединение объёмной мультипликации на киностудии "Мосфильм". С 1936 по 1940 год его команда поставила около дюжины короткометражных кукольных фильмов},                                                                                                                                         "Сказка и рыбаке и рыбке" {1935, первый советский цветной фильм, выполненный по трёхцветному методу Павла  Михайловича Мершина (14.06.1897 - 15.02.1942 -военный техник 1 ранга, погиб на фронте) в специально созданном на "Мосфильме" по распоряжению Главного управления кинематографии отделе по производству трёхцветных фильмов. Снял фильм оператор Фёдор Фирсов, в качестве художников были привлечены художники из Палеха (Ивановская область) Павел Дмитриевич Баженов [18.06.1904 - 13.10.1941 - погиб при бомбардировке железнодорожного эшелона на станции Лом под Рыбинском, не доехав до фронта. В том же эшелоне погибли другие палехские художники Виктор Васильевич Жегалов (01.05.1898 - 13.10.1941) и Василий Михайлович Салабанов (26.03.1902- 13.10.1941)] и Михаил Сперанский. Большая получасовая экранизация сказки Александра Сергеевича Пушкина, созданная в цвете кукольная мультипликация была создана на высоком техническом уровне и хорошо принята восторженными зрителями и критикой},                                                                      "Весёлые музыканты" (1938, чёрно-белая кукольная экранизация сказки братьев Якоба и Вильгельма Гримм "Бременские музыканты"),                                                                           "Золотой ключик" (1939, экранизация пьесы графа Алексея Николаевича Толстого, дальнейшее техническое развитие комбинированных и макетных съёмок с участием кукол и живых актёров).                                                                                                                   Кроме того, до начала Великой Отечественной войны А. Л. Птушко был художественным руководителем создания мультипликационных кукольных фильмов: "Репка" (1936, цветная экранизация русской народной сказки, режиссёр и художник  Сарра Мокиль, сценарист Александр Птушко), "Лиса и волк"  (1936, цветная экранизация русской народной сказки, режиссёр и художник  Сарра Мокиль, сценарист Александр Птушко), "Лиса и виноград" (1936, экранизация басни Ивана Андреевича Крылова, режиссёр Вячеслав Левандовский), "Волк и журавль" (1936, экранизация басни Ивана Андреевича Крылова, режиссёр Мария Бендерская), был сценаристом мультфильмов "Завещание" ("Завещание пса-скотника", 1937, цветная экранизация новеллы итальянского писателя XV века Поджо Браччолини, разоблачающей ханжество и продажность средневекового духовенства, режиссёр Иосиф Склют), "Пёс и кот" ("Շունն ու կատուն", 1938, Ереванская киностудия, рисованный мультфильм по произведению Ованеса Туманяна, режиссёр Лев Атаманов, сценаристы Александр Птушко, Лев Атаманов), "Маленький-удаленький" [1938, режиссёр Валентин Иванович Кадочников (03.12.1912 - 07.12.1942, Алма-Ата), сценаристы Иосиф Склют и Александр Птушко].                                                                                        После окончания войны Александр Лукич Птушко ставил исключительно игровые художественные фильмы:                                                                                                 "Каменный цветок" ["Уральский сказ", экранизация сказов Павла Петровича Бажова (15.01.1879 - 03.12.1950, Москва), первый полнометражный советский фильм, снятый на многослойной цветной плёнке. Сценаристы Павел Бажов, Иосиф Келлер. Приз жюри за лучшее цветовое решение (Prix de la meilleure couleur) на I Международном Каннском кинофестивале, 1946, Сталинская премия в области литературы и искусства I степени за 1946 год (Александр Лукич Птушко, режиссёр, Фёдор Фёдорович Проворов, оператор)], "Три встречи" (1948, цветной, режиссёры Александр Птушко, Всеволод Пудовкин, Сергей Юткевич, сценаристы  Михаил Блейман, Сергей Ермолинский, Николай Погодин),                  "Садко" (1952, цветной, по мотивам русских онежских былин о новгородском торговом человеке Садко. В фильме использованы фрагменты из одноимённой оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова. Сценарист Константин Исаев. Приз "Серебряный лев" на 14 -м Международном кинофестивале в Венеции, номинация - "Золотой лев". Кроме того, судьи фестиваля включили Сергея Дмитриевича Столярова в список лучших актёров мира за полувековую историю кино),                                                                                          "Илья Муромец" (1956, первый советский полнометражный широкоэкранный цветной фильм со стереофоническим звуком, по мотивам русских народных былин о богатыре Илье Муромце, сценарист Михаил Кочнев),                                                                                 "Сампо" (совместная советско-финская постановка Мосфильм и Suomi-Filmi, 1959, цветной, широкоэкранный, по мотивам карело-финского эпоса "Калевала", сценаристы Вяйно Кауконен, Виктор Виткович, Григорий Ягдфельд),                                                                 "Алые паруса" (1962, цветной, широкоэкранный, экранизация одноимённой повести-феерии Александра Степановича Грина, сценаристы Алексей Нагорный и Александр Юровский),                                                                                                                                 "Сказка о потерянном времени" (1964, цветной, экранизация пьесы Евгения Львовича Шварца, сценарист Владимир Лившиц),                                                                                      "Сказка о царе Салтане" (1967, цветной, широкоформатный, по мотивам одноимённой сказки Александра Сергеевича Пушкина, сценарий Александр Птушко при участии Игоря Гелейна),                                                                                                                                      "Вий" (1967, цветной, экранизация одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя, режиссеры Георгий Кропачев и Константин Ершов, сценаристы Александр Птушко, Георгий Кропачев, Константин Ершов, художники Николай Маркин, Александр Птушко, Роза Сатуновская, художественный руководитель и постановщик трюковых сцен Александр Птушко),                                                                                                         "Руслан и Людмила" (1972, цветной, в 2-х сериях, по мотивам одноимённой поэмы Александра Сергеевича Пушкина, сценарий: Александр Птушко при участии Самуила Болотина, последний фильм - вершина творчества - режиссёра Александра Лукича Птушко).                                                                                                                                           За свой великий труд Александр Лукич Птушко был награждён двумя Орденами Трудового Красного Знамени, Орденом "Знак Почёта", медалями "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.", "В память 800-летия Москвы", в 1969 году режиссёру заслуженно было присвоено звание Народный артист СССР.                     Во время Великой Отечественной войны А. Л. Птушко признан негодным к строевой службе по близорукости и вместе с семьей был эвакуирован в Алма-Ату, где работал на Центральной объединённой киностудии художественных фильмов. Чтобы прокормить семью, научился шить обувь, вышивал знамёна. Все его ученики погибли на войне, и восстановить свою мастерскую объёмной мультипликации он не смог.                                        До и во время войны Александр Птушко был режиссёром комбинированных сьёмок на фильмах: "Дети капитана Гранта" (1936, по одноимённому роману Жюля Верна, режиссёры Владимир Вайншток, Давид Гутман), "Славный малый" (1942, режиссёр Борис Барнет), "Парень из нашего города" (1942, режиссёры Александр Столпер, Борис Иванов),  "Секретарь райкома" (1942, режиссёр Иван Пырьев), "Батыры степей" ("Песнь о великане", 1942, режиссёры Вера Строева, Григорий Рошаль), "Во имя Родины" ("Русские люди", 1943, режиссёры Всеволод Пудовкин и Дмитрий Васильев), "Небо Москвы" (1944, режиссёр Юлий Райзман), "Зоя" (1944, режиссёр Лео Арнштам).                                            Кроме того, во время Великой Отечественной войны А.Л. Птушко был художественным руководителем эвакуированной в Самарканд киностудии "Союзмультфильм" (а в 1944-1946 - её директором) и под его непосредственным руководством были созданы мультфильмы: "Синдбад-мореход" (1944, по мотивам арабских сказок "1001 ночь", режиссеры Валентина и Зинаида Брумберг), "Телефон" (1944, по стихотворению-сказке Корнея Ивановича Чуковского, режиссёр Михаил Цехановский), "Зимняя сказка" (1945, режиссёр Иван Иванов-Вано), "Пропавшая грамота" (1945,  экранизация повести Николая Васильевича Гоголя, режиссёры Валентина и Зинаида Брумберг), "Теремок" (1945, режиссёры Ольга Ходатаева, Пётр Носов, Виктор Громов).
Заслуженный артист РСФСР Александр Лукич Птушко (19.04.1900, Луганск - 06.03.1973, Москва) на съёмках антифашистского фильма "Новый Гулливер". Выдающийся советский кинорежиссёр Александр Лукич Птушко внёс огромный вклад в развитие отечественной мультипликации и художественной кинематографии, снимая в сказочной былинной форме произведения в основном антивоенного содержания. Сменив несколько профессий, Александр Птушко в 1928 году пришёл на работу в "Москинокомбинат" (ныне - один из крупнейших мировых кинопроизводственных комплексов - Орденов Ленина и Октябрьской Революции киноконцерн "Мосфильм") в качестве конструктора кукол и художника ("Пропавшая грамота",1928, режиссёр Юрий Меркулов, художник Александр Птушко, политшарж, поставленный в связи с налетом английской полиции на лондонское представительство советской компании "Аркос"), был сценаристом и режиссёром кукольных мультипликационных фильмов "Шифрованный документ" (1928), "Случай на стадионе" (1928), "Сто приключений" (1929), "Кино в деревню" (1930, совместно с Иваном Никитченко) (во всех этих фильмах А. Л. Птушко был также художником- мультипликатором), "Крепи оборону!" (1930), "Властелин быта" (1932, первый советский звуковой объёмный фильм, также был художником), "Новый Гулливер" {1935, используя общую канву первой части романа ирландского писателя-сатирика Джонатана Свифта (Jonathan Swift; 30.11.1667 - 19.10.1745, Дублин) "Путешествия Гулливера", режиссёр вместе с художниками Саррой Мокиль, Валентином Кадочниковым, Юрием Швецем, Фёдором Красным, Андреем Осиповичем Никулиным (заслуженный деятель искусств РСФСР, 1878-13.09.1945, Москва), Ольгой Таёжной, Александром Жареновым, Г. Яловым, операторами Николаем Ренковым и Иваном Шкаренковым, композитором Львом Шварцем, звукооформителем Яковом Хароном, по сценарию, написанному Александром Птушко, Григорием Рошалем, Сигизмундом Кржижановским и Самуилом Болотиным, с участием молодого актёра Владимира Константиновича Константинова (1920, Москва - 26.03.1944, старшина 2-й статьи - погиб на фронте в бою под Нарвой) создали выдающиеся антивоенное произведение - злую сатиру на буржуазное государство с явным намёком на зарождающийся фашизм в европейских странах и борьбу с ним пролетариата. Первый в мире полнометражный художественный фильм с большим количеством комбинированных и макетных съёмок с участием кукол и живого актёра. В картине было использовано свыше полутора тысяч кукол, в том числе и вылепленные из глины. Успех этого фильма, высоко оценённого как в СССР, так и за рубежом, позволил Птушко открыть собственное художественно-производственное объединение объёмной мультипликации на киностудии "Мосфильм". С 1936 по 1940 год его команда поставила около дюжины короткометражных кукольных фильмов}, "Сказка и рыбаке и рыбке" {1935, первый советский цветной фильм, выполненный по трёхцветному методу Павла Михайловича Мершина (14.06.1897 - 15.02.1942 -военный техник 1 ранга, погиб на фронте) в специально созданном на "Мосфильме" по распоряжению Главного управления кинематографии отделе по производству трёхцветных фильмов. Снял фильм оператор Фёдор Фирсов, в качестве художников были привлечены художники из Палеха (Ивановская область) Павел Дмитриевич Баженов [18.06.1904 - 13.10.1941 - погиб при бомбардировке железнодорожного эшелона на станции Лом под Рыбинском, не доехав до фронта. В том же эшелоне погибли другие палехские художники Виктор Васильевич Жегалов (01.05.1898 - 13.10.1941) и Василий Михайлович Салабанов (26.03.1902- 13.10.1941)] и Михаил Сперанский. Большая получасовая экранизация сказки Александра Сергеевича Пушкина, созданная в цвете кукольная мультипликация была создана на высоком техническом уровне и хорошо принята восторженными зрителями и критикой}, "Весёлые музыканты" (1938, чёрно-белая кукольная экранизация сказки братьев Якоба и Вильгельма Гримм "Бременские музыканты"), "Золотой ключик" (1939, экранизация пьесы графа Алексея Николаевича Толстого, дальнейшее техническое развитие комбинированных и макетных съёмок с участием кукол и живых актёров). Кроме того, до начала Великой Отечественной войны А. Л. Птушко был художественным руководителем создания мультипликационных кукольных фильмов: "Репка" (1936, цветная экранизация русской народной сказки, режиссёр и художник Сарра Мокиль, сценарист Александр Птушко), "Лиса и волк" (1936, цветная экранизация русской народной сказки, режиссёр и художник Сарра Мокиль, сценарист Александр Птушко), "Лиса и виноград" (1936, экранизация басни Ивана Андреевича Крылова, режиссёр Вячеслав Левандовский), "Волк и журавль" (1936, экранизация басни Ивана Андреевича Крылова, режиссёр Мария Бендерская), был сценаристом мультфильмов "Завещание" ("Завещание пса-скотника", 1937, цветная экранизация новеллы итальянского писателя XV века Поджо Браччолини, разоблачающей ханжество и продажность средневекового духовенства, режиссёр Иосиф Склют), "Пёс и кот" ("Շունն ու կատուն", 1938, Ереванская киностудия, рисованный мультфильм по произведению Ованеса Туманяна, режиссёр Лев Атаманов, сценаристы Александр Птушко, Лев Атаманов), "Маленький-удаленький" [1938, режиссёр Валентин Иванович Кадочников (03.12.1912 - 07.12.1942, Алма-Ата), сценаристы Иосиф Склют и Александр Птушко]. После окончания войны Александр Лукич Птушко ставил исключительно игровые художественные фильмы: "Каменный цветок" ["Уральский сказ", экранизация сказов Павла Петровича Бажова (15.01.1879 - 03.12.1950, Москва), первый полнометражный советский фильм, снятый на многослойной цветной плёнке. Сценаристы Павел Бажов, Иосиф Келлер. Приз жюри за лучшее цветовое решение (Prix de la meilleure couleur) на I Международном Каннском кинофестивале, 1946, Сталинская премия в области литературы и искусства I степени за 1946 год (Александр Лукич Птушко, режиссёр, Фёдор Фёдорович Проворов, оператор)], "Три встречи" (1948, цветной, режиссёры Александр Птушко, Всеволод Пудовкин, Сергей Юткевич, сценаристы Михаил Блейман, Сергей Ермолинский, Николай Погодин), "Садко" (1952, цветной, по мотивам русских онежских былин о новгородском торговом человеке Садко. В фильме использованы фрагменты из одноимённой оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова. Сценарист Константин Исаев. Приз "Серебряный лев" на 14 -м Международном кинофестивале в Венеции, номинация - "Золотой лев". Кроме того, судьи фестиваля включили Сергея Дмитриевича Столярова в список лучших актёров мира за полувековую историю кино), "Илья Муромец" (1956, первый советский полнометражный широкоэкранный цветной фильм со стереофоническим звуком, по мотивам русских народных былин о богатыре Илье Муромце, сценарист Михаил Кочнев), "Сампо" (совместная советско-финская постановка Мосфильм и Suomi-Filmi, 1959, цветной, широкоэкранный, по мотивам карело-финского эпоса "Калевала", сценаристы Вяйно Кауконен, Виктор Виткович, Григорий Ягдфельд), "Алые паруса" (1962, цветной, широкоэкранный, экранизация одноимённой повести-феерии Александра Степановича Грина, сценаристы Алексей Нагорный и Александр Юровский), "Сказка о потерянном времени" (1964, цветной, экранизация пьесы Евгения Львовича Шварца, сценарист Владимир Лившиц), "Сказка о царе Салтане" (1967, цветной, широкоформатный, по мотивам одноимённой сказки Александра Сергеевича Пушкина, сценарий Александр Птушко при участии Игоря Гелейна), "Вий" (1967, цветной, экранизация одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя, режиссеры Георгий Кропачев и Константин Ершов, сценаристы Александр Птушко, Георгий Кропачев, Константин Ершов, художники Николай Маркин, Александр Птушко, Роза Сатуновская, художественный руководитель и постановщик трюковых сцен Александр Птушко), "Руслан и Людмила" (1972, цветной, в 2-х сериях, по мотивам одноимённой поэмы Александра Сергеевича Пушкина, сценарий: Александр Птушко при участии Самуила Болотина, последний фильм - вершина творчества - режиссёра Александра Лукича Птушко). За свой великий труд Александр Лукич Птушко был награждён двумя Орденами Трудового Красного Знамени, Орденом "Знак Почёта", медалями "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.", "В память 800-летия Москвы", в 1969 году режиссёру заслуженно было присвоено звание Народный артист СССР. Во время Великой Отечественной войны А. Л. Птушко признан негодным к строевой службе по близорукости и вместе с семьей был эвакуирован в Алма-Ату, где работал на Центральной объединённой киностудии художественных фильмов. Чтобы прокормить семью, научился шить обувь, вышивал знамёна. Все его ученики погибли на войне, и восстановить свою мастерскую объёмной мультипликации он не смог. До и во время войны Александр Птушко был режиссёром комбинированных сьёмок на фильмах: "Дети капитана Гранта" (1936, по одноимённому роману Жюля Верна, режиссёры Владимир Вайншток, Давид Гутман), "Славный малый" (1942, режиссёр Борис Барнет), "Парень из нашего города" (1942, режиссёры Александр Столпер, Борис Иванов), "Секретарь райкома" (1942, режиссёр Иван Пырьев), "Батыры степей" ("Песнь о великане", 1942, режиссёры Вера Строева, Григорий Рошаль), "Во имя Родины" ("Русские люди", 1943, режиссёры Всеволод Пудовкин и Дмитрий Васильев), "Небо Москвы" (1944, режиссёр Юлий Райзман), "Зоя" (1944, режиссёр Лео Арнштам). Кроме того, во время Великой Отечественной войны А.Л. Птушко был художественным руководителем эвакуированной в Самарканд киностудии "Союзмультфильм" (а в 1944-1946 - её директором) и под его непосредственным руководством были созданы мультфильмы: "Синдбад-мореход" (1944, по мотивам арабских сказок "1001 ночь", режиссеры Валентина и Зинаида Брумберг), "Телефон" (1944, по стихотворению-сказке Корнея Ивановича Чуковского, режиссёр Михаил Цехановский), "Зимняя сказка" (1945, режиссёр Иван Иванов-Вано), "Пропавшая грамота" (1945, экранизация повести Николая Васильевича Гоголя, режиссёры Валентина и Зинаида Брумберг), "Теремок" (1945, режиссёры Ольга Ходатаева, Пётр Носов, Виктор Громов).

Воспитывая маленьких зрителей и призывая на борьбу с иноземными захватчиками советские мультипликаторы внесли значительный вклад в общую Победу советского народа в Великой Отечественной войне.

Если интересно, подписывайтесь на этот канал! Оставляйте комментарии, ставьте лайки!