Восточная культура отличается от западной. Другие имена, другая культура, религия, другой менталитет, другая литература, наконец.
Так в чем отличие? Феномен восточной литературы заключается в том, что долгое время Япония была закрытой страной, во-первых, из-за своего географического положения, а во-вторых, из-за того, что народ стремился сохранить свое духовное начало, свои ценности, свое мировоззрение, которое сильно отличается от западного.
Восток и запад часто сравнивают друг с другом, и чтобы понять главное их отличие, можно просто сравнить две картины: Айвазовский "Девятый вал" и Кацусика Хокусай "Большая волна в Канагаве". На первой картине показан явный конфликт человека и сил природы, а на второй изображается динамика и статика. Гора уравновешивает волну, а ветер и вода - символы покоя. А главное, человек хорошо вписывается в волну, он не пытается сражаться с ней, нет. Он ей подчиняется. В этой картине нет конфликта, а человек находится в гармонии с природой. В этом и заключается основное отличие востока от запада.
Именно об этом пишет Кобо Абэ - японский прозаик и драматург. Настоящее имя писателя – Кимифуса («Кобо» – от произнесенного по-китайски «Кимифуса»). Родился в Маньчжурии. В 40-е годы Абэ оканчивает медицинский факультет Токийского университета. Однако он не стал врачом, он хотел стать писателем. Будучи еще студентом, он начал делать первые шаги на пути к своей мечте.
Уже в первых произведения проявляются отличительные черты, которые определяют его авторский стиль: переплетение реальности и вымысла, динамичный сюжет, как у детектива, тонкие философские раздумья и яркая символика, сатиричность стиля и предельно сжатый язык. Все эти черты формируют его кредо: описывать не только быт, но и проблемы общества. Из-за стиля его часто сравнивали с Достоевским или с Сартром.
В 1962 году в свет выходит роман "Женщина в песках". Роман-притча, повествующий об истории Ники Дзюмпэй, который раньше увлекался насекомыми и мечтал о славе, но в силу обстоятельств оказался запертым в яме с женщиной. Долгое время он придумывал план побега, но вскоре нашел свое предназначение, стал помогать людям и, когда появился реальный шанс сбежать, он им не воспользовался.
Эта книга рассказывает о двух противоположностях: мужчина и женщина, запад и восток. Мужчина олицетворяет собой запад: рациональное мышление, стремление к финансовому благополучию, желание бороться с обстоятельствами (Ники Дзюмпэй, попав в заточение, хочет сбежать, он не собирается мириться с пленом и подначивает на борьбу женщину).
А женщина - восток. Она смиренно принимает свою судьбу, не пытается бороться, а просто живет, трудится, сражаясь с песком каждый день, проповедуя тем самым буддизм. У нее даже нет имени, она лишена индивидуальности. Это играет важную роль в противопоставлении культур, ведь культ индивидуализма – основа европейской философской мысли. Героиня не пытается жить рационально, ею движут эмоции.
Немалую роль в романе играют символы. Например, песок: его можно смело назвать еще одним главным героем романа. Тут символику песка можно рассмотреть с точки зрения двух религий: буддизм и христианство. В христианстве песок символизирует неустойчивость, разрушение и уничтожение, а в буддизме песок - символ очищения и омовения, так как в засушливых районах его используют вместо воды для мытья посуды. Интересно, что у Ники постепенно меняется представление о песке, он совершает переход от христианского мировоззрения к буддийскому.
Сама пустыня, где происходят события, является символом одиночества и опустошения.
Яма в песке - самый главный символ в романе - это метафора нашего существования. Мы постоянно сталкиваемся с различными обстоятельствами, которые давят и грозят обрушиться на нас.
В связи с этим возникает главная дилемма: нужно смириться с этими обстоятельствами или бороться с ними? Покориться судьбе или пытаться ее изменить? Сам автор отвечает на эти вопросы цитатой: "Сорвавшаяся рыба всегда кажется больше пойманной". Роман имел большой успех.
Сам Кобо Абэ в 1973 году создал и открыл собственный театр "Студия Абэ Кобо", но долго он не просуществовал, так как не возымел успех в Японии и в 1980-х года его закрыли.
Кроме театра, писатель любил музыку, являлся поклонником группы Pink Floyd, увлекался фотографией. Его снимки можно увидеть на обратной стороне полного собрания его сочинений.
А однажды ему удалось получить патент на простую и удобную цепь противоскольжения («Chainiziee»), которую можно надевать на шины автомобиля без использования домкрата. За это изобретение Кобо Абэ получил серебряную медаль на международной выставке. И кто знает сколько еще мог сделать этот талантливый и разносторонний человек, если бы не ужасное происшествие. Поздно ночью 25 декабря 1992 года после кровоизлияния в мозг Абэ был госпитализирован. Начиная с 20 января 1993 года, состояние здоровья стало резко ухудшаться, в результате чего рано утром 22 января писатель скоропостижно скончался от остановки сердца в возрасте 68 лет.
Автор: Карякина Людмила