По многочисленным просьбам на нашем Дзен-канале новые культурные похождения сытого великана и тверёзого старикана.
Комментарии теперь доступны только подписантам, а посему - подписывайтесь!
После публикации в ноябре 2021 года в качестве эксперимента рецензии на спектакль "Чайка" 👇
многие активные подписчики просили почаще возвращаться к культурному контенту, но Киса с Гаргантюа остались в неожиданном расстройстве от количества дочиток - при, на удивление, щедрых показах Дзена популяция дочитавших за 4 месяца еле достигла отметки в 450 человек.
Но на днях внезапно на меня вышли представители Театра Драмы - оказывается ту мою заметку прочли сами создатели и участники той самой постановки, сочтя нашу троицу вполне состоявшимися театроведами, ввиду чего нас пригласили в ближайшие выходные посетить свежую (премьера была осенью 2021 года) постановку театра - спектакль "Магнит".
Прихватив с собой за компанию Надежду Сергеевну, в воскресенье 13 марта мы, предварительно перекусив, направились в Драмтеатр через легендарный сквер, который опять по традиции взяли в кольцо космонавты на вместительных пативэнах.
Представившись кассиру, получили программку спектакля и конверт с пригласительным билетом на 2 персоны, опосля прошествовав всей компанией в вестибюль.
Постановщиком биографической музыкальной фантасмагории выступил сам Алексей Феликсович Бадаев, генеральный директор и художественный руководитель СГАТД, преподававший мне Историю современного русского театра во времена моего беззаботного студенчества в ЕГТИ. Сие обстоятельство на порядок повысило ставки как для худрука театра в роли режиссёра-постановщика, так и для меня в качестве дипломированного театрального критика.
"Надо срочно в буфет!" - возопил, покрывшись испариной, испереживавшийся от такой двоякой оказии Предводитель уральских театралов, устремившись на поиски того, кто незамедлительно его остограммит.
"Чёрт знает что такое! - спустя пару минут ругался прижимистый алкористократ Воробьянинов, баюкая в предвкушении употребления коньячную рюмку в ладони. - Дерут с небогатой интеллигенции втридорога!"
Но тут прозвучал второй звонок и, в сердцах воскликнув "Хамы!", Ипполит Матвеевич опрокинул бокал одним махом вовнутрь, так как мы уже немедля поспешили в зал занять свои места согласно Приглашению.
Авторами музыкального спектакля о жизни и смерти сибирского (и в буквальном смысле) андеграундного поэта А(рка)дия Кутилова по прозвищу Магнит являются два омича. Главным идеологом выступил композитор и художник по свету Тарас Михалевский. Драматургическую форму же этой задумке придал его младший брат Алексей. Поначалу такая информация вызвала у меня здоровый скепсис, но ведь многие верят в легенду, что автором идеи "Репетиции оркестра" Феллини был его постоянный композитор Нино Рота.
Сюжет пьесы оказался тесно связан с песнями на стихи главного героя, поэтому для постановки Тарасом Михалевским и Фридрихом Вейсгеймом (худрук Свердловской государственной детской филармонии) был записан полноценный музыкальный альбом, который (помимо представления) можно слушать на официальных музыкальных интернет-сервисах и CD.
Когда зал стих и погрузился во тьму, звуковое оформление вкупе с происходящим на сцене напомнило сюрреалистические мультфильмы Ивана Максимова.
Ильдар Гарифуллин, аккомпанируя фоновой музыке заржавевшим "Ундервудом", предстал амоционально пугающим гласом автора между Стивеном Хоукингом в радиохэдовском OK Computer и Google-переводчиком.
С 9 ряда протагонист в исполнении Игоря Кожевина предстал своим тезкой из "Влюблён по собственному желанию" в исполнении Олега Янковского, сквозь зубы донося через радиомикрофон своё презрение к несбывшемуся.
И да, в этой постановке используются радиомикрофоны, что позволяет актерам разговаривать без пафосного обращения к последнему ряду. Убивает ли это театр? Мне кажется, что нет, а наоборот - приближает к необратимой действительности.
В оформлении спектакля помимо постоянного художника Театра Драмы (как сказать, чтоб без излишнего пафоса - интересного, талантливого, гениального?) Владимира Кравцева принимали участие всё тот же Тарас Михалевский в качестве художника по свету и московский видеосценограф Ася Мухина.
Благодаря этой коллаборации я поначалу был полностью уверен, что актеры, возникающие из-за кулис на втором плане - нереальны и транслируются на эти самые кулисы через видеопроектор.
Но потом они - бац! - и пересекают черту между былью и явью.
Евгений Кондратенко на этот раз приятно удивил - в "Чайке" его Медведенко, на мой взгляд, не дали необходимого воздуха, а здесь Беглецу в его исполнении отведена роль самого Данте в современной интерпретации "Божественной комедии".
Но кто не читал Алигьери - не расстраивайтесь, этим спектаклем можно эту оказию многократно устранить.
Огромная работа проделана балетмейстером Николаем Реутовым, так как музыкальные танцевальные номера более привычны актёрам Музкомедии. А учитывая, что в спектакле задействован десяток детей из капеллы Детской филармонии, которым было необходимо вовремя появиться на сцене во время мезансценически хаотичного номера...
- Молодой человек! - вдруг прошипела гаргулья, приземлившись на моё плечо и тем самым сбив меня с мыслей. - Вы своим телефоном мешаете наслаждаться мне спектаклем!
Далее пришлось фотографировать из-под полы навскидку без лишних дублей, поэтому за качество фото не обессудьте. Гаргульи - они ж такие гарпии, что могут и голову запросто честному папарацци прилюдно откусить.
Окружающая героев обстановка постоянно сменяется за счёт освещения и видеозадника - теплотрасса, сквер, психушка, вокзал, поезд, зона... - для зрителя с любым эстетическим вкусом и пережитым личным опытом.
Сцена в психиатрической лечебнице, например, была особенно интересна нашей троице, так как за 9 дней до похода в театр мы сами еле унесли ноги с "Агафуровских дач"
Это действие перенесло меня в психоделический мир картин Сальвадора Дали.
А сцена на вокзале в компании алкозависимых персонажей без определенного места жительства напомнила моей спутнице, работающей в благотворительной организации социальной помощи людям в трудной жизненной ситуации, что совсем скоро отмечают день бездомного человека.
Единственная слабость в повествовании, на мой взгляд, проявлялась в пояснительных, (но не всегда читаемых) титрах. Обычно так происходит с потенциальными блокбастерами в случаях, когда продюсеры экстренно отстраняют режиссёра и нервно сокращают хронометраж из-за общей затянутости темпоритма или непредвиденной расстраты средств на съёмки сложных эпизодов, после чего возникают сюжетные дыры, которые таким образом наскоро латаются словно белыми нитками.
Воровская свадьба в тюремных бараках напомнила оммаж к "Трёхгрошовой опере" от человека, тяжело перенёсшего 90-е.
Концовка же неожиданно решена в духе раннего незахрестомаченного Шьямалана - как если бы ему вместо "Шестого чувства" довелось поставить "Куда приводят мечты".
Но после бьющего наотмаш катарсиса последующих концовок было чересчур много - зрители устали подниматься с мест и устраивать преждевременные овации.
Но овации эти были абсолютно искренни, так как спектакль цепляет, будучи интересным людям разных возрастов и социального положения, а актёры будто не хотели покидать сцену и продолжали творить.
Совсем юных зрителей вроде бы должна отсекать маркировка 16+, но на соседних с нами креслах сидела дама с младшим школьником (класс 3-5), который спокойно досмотрел спектакль до конца и по пути в гардероб задавал матери возникшие у него при просмотре вопросы различной степени удобства.
Кого заинтриговал мой обзор и позволяет территориальная доступность - на спектакли "Магнит" (2, 3 и 29 апреля) и премьеру "Облако-рай" (25-27 марта) билеты можно приобрести со скидкой 25% - для этого необходимо ввести (при покупке на сайте https://uraldrama.ru) или назвать (при покупке непосредственно в кассе Театра Драмы) промокод КНЯЗЬ.
Для иногородних читателей тоже есть обнадёживающая информация - летом, как и у большинства театров по окончанию театрального сезона, у Свердловского Театра Драмы запланированы гастроли по стране.
Итоги:
- Пьеса - 5-/5
- Постановка - 5-/5
- Сценография - 5+/5
- Музыка - 5+/5
- Актёры - 5/5
- Массовка - 5/5