Найти тему

Неочевидные камни в оформлении задачи начальной школы

Оформление задач в школьной тетради это отдельная песня. Часто она даже не имеет никакого отношения к математике. Ошибка оформления считается равносильной ошибке вычисления. Только из-за оформления могут посчитать решение неверным.

У Элины - моей дочери начались эти трудности во 2 классе.

Я оформила её на семейную форму обучения, поэтому в школу она ходит 2 раза в год на аттестации в декабре и в мае. Образовательный процесс для неё я организовываю сама, поэтому иногда мы со школой расходимся.

На аттестации дочке попалась задача:

Садовник посадил в 2 ряда по 6 кустов смородины. Сколько кустов смородины посадил садовник?

Элина пишет решение:

Как оформить задачу 2 класс
Как оформить задачу 2 класс

Учитель зачеркивает, задача считается решена неверно.

Дело в том, что в начальной школе существует требование к оформлению задачи таким образом:

сначала пишем - что берём (кусты) - 6
а потом умножаем на то, сколько раз берём, то есть на 2.

Верное решение выглядит так:

6×2=12 (к.) смородины посадил садовник
Ответ: 12 кустов.

Как мне ответила учительница – на задачи переместительный закон умножения не распространяется.

Меня это удивило. Потому что я сама училась в педагогическом университете на физ-мате и ни разу не слышала о таком правиле. Спорить я с ней не стала, видимо этому учат только на факультете начальных классов.

Дочери объяснила, что это просто требование к оформлению, и задача решена верно. Переместительный закон умножения никто не отменял.

6×2=2×6

Учительница нас предупредила, что дальше в 3 классе будет ещё больше таких задач и везде нужно применять данное правило. Так и случилось.

На промежуточной аттестации за 3 класс дочке попалась задача про ёлочные игрушки. И решила она её с той же ошибкой. Я в прошлый раз не придала этому замечанию особого внимания и не научила дочь оформлять задачи «правильно».

Но это была не единственная ошибка оформления, ещё она не так оформила уравнение, поэтому контрольная тянет на тройку. Елена Николаевна у нас добрая, видит, что ребёнок не глупый и дала нам второй шанс.

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

Дома мы потренировались оформлять по-школьному.

1) В 3 коробках лежало по 5 ёлочных игрушек. Сколько всего игрушек?

- Смотри что считаем коробки или игрушки?

- Игрушки.

- Значит игрушки пишем на первое место.

5×3=20 (иг.) в трёх коробках

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

2) На четырёх ветках сидело по 2 птицы. Сколько птиц?

- Что считаем?

- Птиц. Значит птиц пишем на первое место.

2×4=8 (п.) сидело на 2 ветках

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

Так Элина поняла и на следующий день сдала контрольную нормально.

Распространяется это правило только на начальную школу. Уже с 5 класса это оно не действует. В задачах по физике, математике, информатике с 5 класса можно писать и 6×2 и 2×6, и это будет правильно. Если старшеклассник по старой привычке думает, что ему поставить первым множителем, а что вторым – это только отнимает его время.