Гузель Яхина неоднозначный писатель. С одной стороны, ей удается создавать магически реальные книги, раскрывающие самые травматичные периоды российской истории. С другой, - фантастика иногда преобладает над реальностью из-за чего ее тексты порой теряют всякую связь с вменяемостью. Тем не менее «Эшелон на Самарканд» мне понравилась. Рассказываю почему.
Непоколебимый детский комиссар Белая и мягкосердый ветеран гражданской войны Деев везут 500 детей из голодающего Поволжья в сытый Самарканд. 1923 год. Только закончилась революция, которая разорила страну, надолго лишила ее благополучия и еды. Детей везут через бедные села в хлипких вагончиках, почему-то надеясь всех довезти живыми.
Главная интрига «Эшелона на Самарканд» - существует ли тот сытый край, в котором много еды и тепла, который примет оставшихся без родителей больных и обессиленных беспризорников. На пути к этому оазису посреди советской пустыни герои переживают множество опасных приключений. Попробуй раздобыть еду в стране, где поезда с крупой везти не кому, так как всех водителей перебили красные и белые, детей не чем мыть из-за дефицита мыла, перевязать гниющие струпья тоже не чем – и бинтов нет. Все нужно доставать иногда рискуя собственной жизнью. Как следствие – смерть следует за поездом по пятам, но если бы только она одна. Ко всем бедам плюсуется еще и сумасшедствие одного из главных героев, который начинает творить по-настоящему страшные вещи.
Спойлер!
Деев и Белая вначале кажутся практически противоположностями. Он – милый и сострадательный, она – жесткая и прямолинейная. Но за путешествие их характеры раскроются совершенно с противоположных сторон. Перевоплощение им предстоит не хуже, чем в сериале «Во все тяжкие», в котором главным злодеем оказывается поначалу белый и пушистый учитель химии. И эта психологическая игра прописана автором мастерски.
Конец спойлера
Почему книга понравилась мне
В этом романе Гузели Яхиной, а всего их три, меньше магических происшествий. Все чудеса происходят благодаря человеческой стойкости и упорству, а не фантастических событий. Пусть часть сюжета выдумана, но я не могу отрицать, что все описанное не могло происходить на самом деле. Страна и правда задыхалась без еды и медицины, дети выживали без родителей, а взрослые сходили с ума из-за ужасов, которые с ними происходили. Тем более, писательница обращалась к авторитетным текстам, из-за чего на нее даже подал в суд один историк, но не будем углубляться - эту информацию вы легко найдете по запросу.
Своей любимой книгой Яхиной я бы назвала "Дети мои" об овдовевшем отшельнике, не замечающем перипетии огромного мира из-за тревог о любимой дочке. "Дети мои" - самая магическая из всех книг автора, но все чудеса выглядят органично, поддерживая логику человеческой жизни и любви. "Зулейха открывает глаза" лично у меня вызывает неприязнь. На мой взгляд, она больше похожа на любовный роман.
В "Эшелоне на Самарканд" мне импонирует как автор, затрагивая большую историю говорит о судьбах самых маленьких и бесправных людей нашего мира - детей. Они не заметны в свалке исторических текстов, но они были. И одна из главных трагедий этой книги и самый большой замысел Гузели для меня в том, что даже здесь на первых ролях все равно взрослые. А малыши так и остались безымянной толпой, которую нужно спасти несмотря на потери. Но нужно ли это было им?
P.S. Текст жесток, потому я советую с осторожностью брать в руки «Эшелон на Самарканд» чувствительным людям.
#гузель яхина #эшелон на Самарканд #рецензия на книгу #книга