Александр Дугин несомненно является одним из важнейших идеологов современной евразийской политической и философской мысли. И занимаясь изучением евразийства, строительства новой Евразии в 20-х годах XXI века, Дугина необходимо понимать. Тем более, что логика разворачивающихся на Украине событий, а также постсоветская интеграция России с Белоруссией и Казахстаном, подсказывает о движении нашего континента в сторону Евразийского союза.
По теме: Россия – это и есть Евразия
Итак, Александр Дугин считает, что прежде чем начать говорить о том, что такое евразийский путь, необходимо ответить на другой вопрос. Он звучит так: мы либералы или антилибералы? Причём антилибералы в отношении нынешнего либерализма с его политкорректностью, индивидуализмом, протестантской этикой, желание каяться во всех грехах перед всем миром.
Если мы отвергаем такой неолиберализм, то разговор можно продолжить вот в таком ключе.
Наш русский человек, считает Дугин, может сказать, что он не либерал, потому что он – марксист. В последующем это коммунизм, который выдвигает против либералов свою версию мира: прогресс, атеизм, материализм.
Но коммунизм-марксизм России также не подходит, считает Дугин.
Если не либерализм, и не коммунизм, дальше может возникнуть ответ в виде национализма. Но тогда неизбежно появится шовинизм, который необходимо отвергать, потому что не существует общей меры, по которой можно судить разные типы культур: ни архаические, ни развитые.
Дугин подчёркивает, что нация – это буржуазное понятие, отождествляющее человеческий статус с правом быть гражданином, быть участником национального образования и на этом основании иметь или не иметь какие-то права. На самом деле, такой подход – это уничтожение культурной сущности – идентичности. Это в очередной раз – западная модель видения мира, не евразийская.
Таким образом, чтобы начать осмысление евразийского пути, нужно твёрдо сказать, что мы не либералы, что мы не марксисты-коммунисты, и мы не националисты.
Но не просто сказать, а строить государство во всех плоскостях решительно отвергая и либерализм, и коммунизм, и национализм.
Но если мы это всё отвергаем, то что же мы утверждаем?
В любой политической идеологии, главное – это субъект. У либералов – это индивидуум, у коммунистов – класс, у националистов – государство, нация или раса. Если для России и для Евразии всё это не субъект, то что субъект?
Дугин считает, что искать нашу евразийскую идентичность нужно за пределами европейского модерна и его политических учений, начиная с XVI по XXI века. Где угодно: либо в европейской древности, либо в средневековье, либо в античности.
Мы должны искать другие решения, опираясь при этом на собственную идентичность, на собственную историю. Верховная власть, считает Дугин, при евразийском выборе должна быть незыблемая, а муниципальная – с полной свободой и выборами. И православие по-настоящему должно входить в общество и больше влиять на жизнь и на культуру.
Сергей Абрамов
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.