Старый добрый анекдот о том, что в России весной вместе со снегом сходит асфальт к сожалению актуален и в нынешнее время, а значит на дорогах в ближайшее время появятся ямы-ловушки, и нет никакой гарантии, что можно будет избежать попадания в них автомашин со всеми вытекающими последствиями. Причиненный в результате попадания машины в подобную яму ущерб подлежит взысканию с организаций, отвечающих за содержание дорог.
Как поступить автовладельцу в этой ситуации рассказывают юристы нашей команды:
Для начала разберемся кто виноват?
Дорожные условия в России регулируются ГОСТом Р 50597-2017. В нем указано, что максимально допустимый размер повреждения дорожного покрытия (выбоина, просадка, пролом), если оно имеет длину 15 см (по ходу движения), глубину 5 см и общую площадь не более 60 см². Если автовладелец попал в аварию и считает, что именно повреждение дорожного покрытия стало причиной ДТП, то сначала нужно оценить его размер. Если они выходят за заявленные пределы, то есть смысл попытаться взыскать убытки. Судебная практика показывает, что данная ситуация относится к не самой легкой категории дел. Причинно-следственная связь здесь важна, но зачастую неочевидна. Для определения виновника в происшествия и степени его вины назначают технические экспертизы, но часто заключение экспертов распределяет вину в произошедшем между дорожной службой и водителем. В пункте 10.1 ПДД указано, что водители должны учитывать дорожные и погодные условия. И этим часто пользуются ответчики, пытаясь доказать вину водителя в аварии.
Как поступить водителю, попавшему в аварию из-за ямы на асфальте, план действий:
После того, как автомобиль попал в аварию, важно вызвать на место происшествия наряд ГИБДД, а не аварийного комиссара. Европейский протокол или самостоятельные фото- и видеозаписи здесь не подходят.
Инспекторам важно нанести схему аварии, измерить яму и внести ее характеристики в дефекты, выявленные при содержании дороги.
Обязательно заполните всю остальную информацию об аварии, включая повреждения автомобиля и имущества внутри. Например, смартфон или ноутбук, которые были повреждены в результате аварии.
Если в ДТП участвовал только один автомобиль, инспектор выносит определение об отказе в привлечении к ответственности за административное правонарушение, важно отметить, чтобы в нем не было прописано нарушение водителем Правил дорожного движения, в т.ч. 10.1, указанного выше. В противном случае у водителя есть 10 дней на обжалование решения. Дополнительным аргументом в суде будет, если ГИБДД привлечет к административной ответственности организацию или должностных лиц, ответственных за содержание участка дороги, на котором произошла авария. Речь идет о статье 12.34 КоАП РФ – несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения.
Следующим шагом автовладельца является предъявление претензии в адрес организации ответственной за конкретный участок дороги, а в случае отказа в удовлетворении претензии, то иска к ответчику. Найти ответственного за конкретный участок дороги можно в районной администрации, областном управлении, отвечающем за содержание дорог, или в ГИБДД. Если все должностные лица кивают друг другу, то их можно привлечь в качестве соответчиков. Виновника определит суд по месту нахождения дорожной организации.
Размер ущерба должен быть определен до судебного заседания. Это может быть независимая экспертиза со стороны оценочной компании или подтверждение фактически понесенных расходов. Если владельцу удается отремонтировать машину за собственные деньги, сервис должен выдать все требуемые документы: выполненные работы, чеки и квитанции об оплате. Заявленный материальный ущерб включает в себя не только ущерб автомобилю и его имуществу, но и дополнительные расходы, например если вы воспользовались услугой эвакуатора, аварийной стоянкой. Компенсация морального вреда возможна только в том случае, если в результате аварии не обошлась без телесных повреждений.
Больше интересного из юридической практики на сайте клуба.