Язычество древних славян, или парадоксы истории

Здравствуйте, дорогие читатели.

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня я представлю вашему вниманию обзорную статью, посвященную языческим верованиям древних славян, и расскажу о проблемах, с которыми сталкиваются исследователи при изучении данной темы.

Основные мифы

Весь установленный историками и археологами комплекс языческих верований делится на несколько видов мифологии.

1.Астральные мифы – это верования, повествующие о происхождении солнца, луны, неба и природных явлений.

Картинка взята из Яндекс.Картинки
Картинка взята из Яндекс.Картинки

2.Космогонические мифы – это мифы о происхождении космоса и Вселенной.

3.Теогонические мифы – это мифы, повествующие о происхождении богов.

Картинка взята из Яндекс.Картинки
Картинка взята из Яндекс.Картинки

4.Теокосмогонические мифы – мифы, соединяющие верования о происхождении богов и космоса.

5.Антропологические мифы – это мифы о происхождении людей.

6.Эсхатологические мифы – это мифы о конце света или возрождении, после конца света.

Картинка взята из Яндекс.Картинки
Картинка взята из Яндекс.Картинки

Откуда мы знаем о верованиях древних славян

При изучении источников по древнеславянскому язычеству историки сталкиваются с проблемой отсутствия первичных источников: прямых письменных языческих источников и языческих памятников той эпохи. И здесь присутствует один из исторических парадоксов: несмотря на обилие костров, полыхавших в средневековой Европе, в борьбе католического и протестантского христианства с инакомыслием, и кратно меньшим преследованием инакомыслия в православии, но прямые источники по европейскому язычеству сохранились в Европе в большом объеме. В то же время менее агрессивная православная церковь не позволила сохраниться прямым письменным и материальным источником по славянскому язычеству.

Картинка взята из Яндекс.Картинки
Картинка взята из Яндекс.Картинки

В связи с вышеуказанным, исследователям славянского язычества приходится пользоваться вторичными историческими источниками для установления фактов и восстановления исторической картины.

К вторичным источникам относятся: летописи, поучения против язычников, которые содержат описание элементов языческих культов, иностранные заметки и повести путешественников, посетивших древних славян. Из последних, наиболее изучаемые, - это “Война с готами” Прокопия Кесарийского {VI век н.э.}, “Об управлении империей” Константина Багрянородного {X век}, “Записки о путешествии на Волгу” Ибн Фадлана {Xвек}, “Славянская хроника” Гельмольда {XIIвек}, договоры с Византией, “Повесть временных лет”, “ Слово об идолах” Григория Богослова {XII век}, “Слово некоего христолюбца, ревнителя по правой вере” {XIVвек}, “Слово на новую неделю” Кирилла Туровского.

Картинка взята из Яндекс.Картинки
Картинка взята из Яндекс.Картинки

Другой группой вторичных источников является фольклор: былины, сказки, заговоры и обряды. Они содержат не только упоминания богов и божков, но отражают языческие ритуалы и верования. Мы видим в сказках и былинах русалок, домовых, леших, водяных, Соловья-разбойника, Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного, есть здесь и говорящие ветер, море, деревья, звери. Календарные обрядовые песни, которые сохранили языческие элементы, также изучаются историками. Самыми надежными из фольклорных источников являются заговоры, так напрямую содержат описание обрядовых части языческих культов.

Картинка взята из Яндекс.Картинки
Картинка взята из Яндекс.Картинки

Третьей группой вторичных источников являются этнографические, к которым относятся как находки при археологических раскопках, так и культура с предметами быты и топонимика – географические названия.

Благодаря археологическим раскопкам древнеславянских захоронений можно реконструировать языческие погребальные обряды и описать представление древних славян о загробной жизни. Благодаря раскопкам языческим святилищ стало возможным реконструкция порядка и правил жертвоприношений у древних славян.

Фото взято из Яндекс.Картинки
Фото взято из Яндекс.Картинки

Обереги, подвески, детали головных уборов, жезлы, рога, святочные маски, гадальные сосуды – все эти находки также дают обширный материал для изучения и восстановления исторической картины языческой жизни славян.

Самыми ненадежными источниками при изучении древнеславянского язычества в исторической науке считаются семейные обряды, календарные обряды, традиционная одежда славян, украшение жилищ, орнаменты на домашней утвари в деревнях и селениях, дошедшие до нашего времени, так как содержат элементы двоеверия: соединяют в себе язычество и христианство, и больше запутывают, чем отвечают на вопросы.

Картинка взята из Яндекс.Картинки
Картинка взята из Яндекс.Картинки

Среди добротных монографий по истории древнеславянского язычества можно выделить как работы XIX века: “Русские простонародные праздники и суеверные обряды” И.М. Снегирева, “Скоморохи на Руси” А.С. Фаминцына {1889г.}, “О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа” В.И.Даля {1870г.}, “Поэтические воззрения славян на природу” А.Н.Афанасьева в 1865-1869 гг., так и работы XX века: “Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси” Н.М.Гальковского {1913г.}, “Славянские древности” Л.Нидерле {1916г.}, “Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI –XIX веков”В.И.Чичерова {1957г.}, “Русский героический эпос” В.Я Проппа {1958г.}, “Мифологические персонажи в русском фольклоре” Э.В.Померанцевой {1975г.}, но самыми авторитетными исследованиями в исторической науке признаны книги академика Б.А.Рыбакова “Язычество древних славян” {1981г.} и “Язычество Древней Руси” {1988г.}.

Фото взято из Яндекс.Картинки
Фото взято из Яндекс.Картинки

При этом, несмотря на определенное количество исследований, мы сталкиваемся с еще одним парадоксом: современные, так называемые родноверы или неоязычники, практически не используют ритуалы, мифологию, обряды, выявленные историками, а используют новую мифологию, почти не имеющую связей с историческим древнеславянским язычеством.

Фото взято из Яндекс.Картинки
Фото взято из Яндекс.Картинки

Что удалось установить историкам в отношении древнеславянского язычества

Достаточно точно удалось установить, что славяне были солнцепоклонниками и, кроме индивидуальных богов, присущих каждому отдельному племени, имели примерно похожий пантеон общих богов. Среди этих богов выделялись: Сварог – бог неба, Сварожичи – посредники между людьми и богами, Даждь-бог – бог благ, Радогост – бог родственных отношений, Стрибог – бог ветра, Верес – бог скота и подземного мира, Перун – бог войны, Мокош – богиня материнства, Лада – богиня любви.

Картинка взята из Яндекс.Картинки
Картинка взята из Яндекс.Картинки

В октябре праздновался праздник сбора урожая, а в ноябре - языческий Новый год. Существовал праздник кузнецов Кузьмы и Демьяна, на который было принято устраивать посиделки. В январе устраивались Святки, или Вересов праздник, с целью задобрить бога скота: славяне заключали в это период заключали свадебные договора, чтобы браки были счастливыми и долгими. Февраль считался самым трудным месяцем, а в марте праздновалась Масленица – в это время в блины отправлялись все остатки запасов еды, которые пережили зиму. Это был праздник весны и было принято отпускать на волю птиц, пойманных осенью. В апреле праздновался Ляльник – праздник женщин, а в июне – праздник Купалы, аналога бога Аполлона в ночь с 21 на 22 июня.

Фото взято из Яндекс.Картинки
Фото взято из Яндекс.Картинки

Про древнеславянские обряды, ритуалы и мифологию можно еще много чего рассказать, но тогда эта статья стала бы неимоверно длинной. Поэтому на этом я остановлюсь. Лишь укажу на еще один парадокс: не смотря на тысячелетнюю борьбу христианства с язычеством, язычество не только частично выжило, но и плотно вплелось в нашу повседневную жизнь, сохранившись в приметах, суевериях, сказках, фольклоре и культуре, а местами удачно соединилось с христианством, примером являются Святки или Масленица.

Фото взято из Яндекс.Картинки
Фото взято из Яндекс.Картинки

Для написания статьи использовался следующий материал:

1. Лекции по курсу: “История Древней Руси” для исторических факультетов. 2012-2013 гг.

2. Семинарский материал по теме: “Языческие верования славян”. 2012-2013гг.

3. Лекции по курсу: “Источниковедение” для исторических факультетов. 2015г.

Спасибо за внимание.