Молитвенный дом в Ынырлыке (Нарлыке), упомянутый в прошлой статье, был построен в 1901 году. В течение следующих семи лет в клировых ведомостях указывался как часовня. В один год с молитвенным домом в аиле появилась церковно-приходская школа. По некоторым данным учебное заведение появилось в Ынырлыке только в 1911 году, но этому противоречит документ, о котором пойдет речь в этой публикации…
В 9-10 номерах «Томских епархиальных ведомостей» за 1906 год были опубликованы выдержки из дневника учителя инородческой школы аила Ынырлык – Михайлова. (К сожалению, имя установить не удалось). Пожалуй, кратко ознакомлю вас с содержанием этого исторического документа.
Итак, 23 января 1905 года, после воскресной службы Михайлов рассказал на «алтайском наречии» новокрещенным инородцам и «некрещеным татарам» историю о женщине, работавшей в церковный праздник, «о наказании ее Господом за непочитание праздника, о раскаяние ее во грехе». Присутствующая во время беседы кумандинка Мария Александровна Колонакова рассказала историю о свекре, который будучи уже крещенным «по своему здоровью призвал абызов (жрецов) и просил их, чтобы они камланием облегчили его страдания». Однако от визита камов лучше ему не стало. Тогда он послал за священником. «После этого больной почувствовал облегчение…»
Еще более удивительная история описана в дневнике 17 февраля:
«Новокрещенный Захар Ив. Зарычаков рассказал следующее. Один татарин [некрещеный кумандинец] вздумал отравить своего крещеного хозяина Моисея Катанакова. Для этого он подговорил маленького сына Моисея подсыпать яду в чашку отца. Мальчик так и сделал, но Бог не допустил зла. Когда чашка с ядом была налита чаем, - работник по ошибке взял и выпил ее и после непродолжительных мучений умер…»
17 апреля ынырлыкцы праздновали Пасху. О начале ночной службы кумандинцев оповестили колокольным звоном. «Когда собрался народ, - началось чтение «деяний». На утрени было много народу, было много некрещеных. По окончании службы [Михайлов] христосовался с народом…»
1 мая, согласно дневнику, после службы ынырлыкский учитель отправился вместе с новокрещенными в Николаевский женский монастырь в Улалу.
Но самая ценная для меня информация содержалась в записи дневника за 15 июня. Цитирую:
«Я [Михайлов] и Кабыжакский учитель Тундуков [камышакский учитель Тундуков Евфимий Алексеевич] отправились в аилы Аккол и Курлек. В Аккол мы прибыли 16 и здесь беседовали с татарином Пойкором Тудушевым. Мы читали ему беседы к язычникам и говорили о необходимости креститься для каждого человека. После беседы он дал обещание креститься. Перешли отсюда к татарину Сандра Шонкину. Провели много времени, убеждая его хозяина бросить язычество. К радости нашей и этот согласился».
С существующим до сих пор Курлеком все понятно. А вот где располагался аил Аккол, я расскажу вам в следующей публикации…