Дискуссия о национализации как о вынужденной мере предсказуемо захлебнулась. Согласно российскому закону национализация предполагает изъятие актива в пользу государства, но собственник этого актива (предприятия, здания, станка, транспорта) получает компенсацию в виде стоимости этого актива. Но это не всё — еще компенсируются убытки. Владельцам всех этих сетей, что побежали из России прочь, придётся заплатить по рыночной стоимости за каждый магазин, за каждую закусочную, за каждый склад. Именно об это и споткнулись наши законодатели.
Когда высший чин грозно размахивает своим кривым пальчиком, он, говоря он национализации, имеет в виду экспроприацию. Мышечная память не подводит вчерашних коммунистов, и они готовы вновь расправить плечи, если появится необходимость изымать чужую собственность с наганом в руке.
Привычка — вторая натура. Чиновнику ничего не стоит огрызнуться в духе «государство не просило вас рожать» или «государство вам ничего не должно». Простой народ может повозмущаться этому два дня, а потом всё забудется. А малый и средний бизнес, которому не привыкать к таким подаркам судьбы, вернёт своё недовольство через конкретные хозяйственные решения. В крайнем случае просто сядет на чемоданы — иллюзий нет, все маски сброшены.
Чемодан без ручки, которым со временем станет российская экономика, не спасётся национализацией. Никто, конечно, не думает о том, что национализация одного предприятия не решает задачи по возобновлению туда поставок. Подобный образ мышления характерен для кошек, когда те бегают за точкой лазерной указки. Со временем такая игра приводит к фрустрации, потому что кот не в состоянии эту точку поймать — она не материальна и об источнике излучения тот не знает. Российская Федерация — это та самая кошка, что пытается накрыть лапками McDonald's, Apple, Volvo, Microsoft и другие компании. Ничего из их продукции российская экономика заменить не в состоянии. Если не будет McDonald's, то и не будет «У дяди Вани», потому что этого дядю Ваню сначала надо будет освободить из тюрьмы за незаконный оборот валюты.
И все разговоры об импортозамещении остались только разговорами, ведь никто до последних событий не предполагал, что Россия может быть выдернута из глобальных производственных цепочек. И даже те новые отечественные сыры, которые просто невозможно есть (в особенности это касается твёрдых сортов) производятся с использованием иностранного оборудования. Сколько теперь потребуется на импортозамещение? Вечность. Начинайте отсчёт сейчас.
И все те милые и несчастные люди, которые размахивали руками, предупреждая о массовом и бесповоротном оттоке капитала из страны, получали в ответ отработанную чеканку: «Ну и ничего, здоровее будем», имея в виду, что можно прожить и без фастфуда, и без роскошной одежды, и без иностранных социальных сетей. Если эта реакция не кажется вам безумным результатом массового гипноза, то поделитесь секретом своего спокойствия в комментариях, потому что такие поведенческие реакции вгоняют в ступор.
Подписывайтесь на канал и следите за новыми публикациями. Благодарю за внимание.