Найти тему
Sisyfos

Как Рембрандт ввёл понятие "бренд" в живопись

Рембрандт ван Рейн "Автопортрет с Саскией на коленях" 1635 г.
Рембрандт ван Рейн "Автопортрет с Саскией на коленях" 1635 г.

Что может объединять Рембрандта и полковника Сандерса?

Вспоминая "продукты" обоих мастеров продвижения, в нашей голове возникает одна единственная ассоциация. Лицо. Изображение основателя огромной сети ресторанов и художника, автора огромного количества живописных полотен и графических работ.

Они создали бренд из своего лица. Вы, мой читатель, можете возразить. "Какой бренд во времена Рембрандта? Это кликбейт!" А я приведу Вам толкование понятия:

Бренды — это образные представления, сохранённые в памяти заинтересованных групп, которые выполняют функции идентификации и дифференциации и определяют поведение потребителей при выборе продуктов и услуг.
Франц-Рудольф Эш

Именно голландский художник одним из первых выбрал новый творческий метод, благодаря которому зритель, взглянов на живописной картину, сразу бы смог идентифицировать работу с конкретным автором.

Прошли времена работ без авторства. Когда даже Иероним Босх не подписывал свои произведения. Но даже фамилию и инициалы можно замазать или срезать с холста. А лицо...

Это часть композиции. Убрать персонажа с исторического полотна.

Рембрандт ван Рейн "Каменование с. Стефана" 1625 г.
Рембрандт ван Рейн "Каменование с. Стефана" 1625 г.

На данной картине перед нами предстаёт первый сохранившийся до нас автопортрет мастера. Найти его нетрудно. Нужно просто увидеть взгляд обращенный прямо на зрителя. Самодовольная оскаленная улыбка, острые прищуринные глаза. Большой красный нос. А вот и он:

Рембрандт ван Рейн "Каменование с. Стефана" 1625 г. (фрагмент)
Рембрандт ван Рейн "Каменование с. Стефана" 1625 г. (фрагмент)

Смещенный центр сюжетной композиции и лицо автора. Даже лицо "главного героя" мы видим ниже великого Рембрандта.

Замысел очень прост. Пронести себя через весь творческий путь. Вырабатывался собственный стиль автора, копии и переработки полотен Караваджо и Рубенса стали меньше занимать художника. Поглощающая тьма и искрящийся золотой блеск. Камерность человека в его внутреннем мире и парадность сцен, изображающих богатых заказчиков.

Питер Пауль Рубенс "Конный портрет Герцога Лермы" 1603 г.
Питер Пауль Рубенс "Конный портрет Герцога Лермы" 1603 г.

Рембрандт вобрал в себя стили этих двух авторов и выработал свой. Мир, в котором тьма и блеск смогли сосуществовать в гармонии. Исчезла "матовая" текстура лиц и объёмность пышных одежд.

Микеланджело Меризи да Караваджо "Пишущий с. Иероним" 1606 г.
Микеланджело Меризи да Караваджо "Пишущий с. Иероним" 1606 г.

От гиперреализма до стиля, которым впоследствии вдохновился Ван Гог. Рубленые неаккуратные пластичные мазки складываются, подобно пазлу, в фигуру.

Мельчайшая проработка теперь не заключается в разнообразии цвета. Теперь сама форма масла на холсте определяет нам старческие морщины на его картине:

Рембрандт ван Рейн "Автопортрет в образе смеющегося Зевксиса" 1663 г.
Рембрандт ван Рейн "Автопортрет в образе смеющегося Зевксиса" 1663 г.

Последним воспользовались подражатели Рембрандта. Поздний стиль был более доступным для копирования и "рисования под..."

Через те самые автопортреты эти изменение можно с легкостью проследить. Рембрандт переносил свои черты на разные образы. Известный приём, которым пользовался и его "наставник" Рубенс. Но здесь ученик преобразил данный приём. Теперь постоянной остаются лишь общие черты. Это не просто Рембрандт в одежде нищего. Это нищий с чертами Рембрандта.

Рембрандт ван Рейн "Нищий на пригорке. Автопортрет" 1630 г.
Рембрандт ван Рейн "Нищий на пригорке. Автопортрет" 1630 г.
Художник-актёр.

Знаменитость при жизни. Харизма сквозь время и пространство.

Даже его изобретение в области гравюр. Одно событие, но с незначительными, на первый взгляд, изменениями композиции:

Рембрандт офорт "Се человек" 1655 г.
Рембрандт офорт "Се человек" 1655 г.
Рембрандт офорт "Се человек" 1655 г.
Рембрандт офорт "Се человек" 1655 г.

Благодаря постепенному срезанию частей металлической пластины получился эффект циклического сюжета. Приближение центрального образа к зрителю происходит за счёт убирайте толпы. А чёрные арки с язычество богом посередине не приковывает наш взгляд.

И ещё немного о брендировании. Небольшая деталь, но точно отражающая предшествующую современной "нативной рекламе". Пройдут столетия, имена забудутся, а маленький смотрящий на зрителя художник продолжит охранять авторские права на своё произведение.

Рембрандт ван Рейн "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга" 1642 г.
Рембрандт ван Рейн "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга" 1642 г.
Рембрандт ван Рейн "Ночной дозор" (фрагмент)
Рембрандт ван Рейн "Ночной дозор" (фрагмент)

Вы, мой читатель, уже смогли заметить, что все образы, в которых заключены черты Рембрандта, смотрят прямо на зрителя. Как говорится, чтобы установить более тесный контакт с другим человек, нужно смотреть ему прямо в глаза. Он представляет себя настоящего. Философ, художник, сын... Кстати, о сыне.

Одна из последних незавершенных работ автора заключает в себе исключение, подтверждающие правило.

Рембрандт ван Рейн "Возвращение matnotratný сына" 1666-1669 гг.
Рембрандт ван Рейн "Возвращение matnotratný сына" 1666-1669 гг.

Перед своей кончиной Рембрандт успел детально проработать лишь фигуры отца и сына. Большая часть работы была посвящена лицу именно последнего. Благодаря современным технологиям мы можем проследить изменение лика. От черт обезьяны до, конечно, особенностей лица художника. Картина-обложка моей статьи должна была предшествовать данному подводящему всю его творческую жизнь полотну. Мы потеряли взгляд Рембрандта. Теперь он на нас не смотрит.

На протяжении всего его пути его изображения спрашивали нас: "Ну, как Вам картина? Как Вам я?"

Но последний созданный им лик:

Рембрандт ван Рейн "Симеон во храме" 1669 г. Дева М. была дописана другой рукой. Находится в очень плохом состоянии
Рембрандт ван Рейн "Симеон во храме" 1669 г. Дева М. была дописана другой рукой. Находится в очень плохом состоянии

Симеон не смотрит на нас. Его взгляд обращён в себя. Даже внимание младенца привлекла задумчивость старца.

Рембрандт наконец перестал спрашивать нас. Сохранять свой лик в истории. Всю жизнь работал с "брендом" и устал, добившись всего. Так должен уходить мастер. И никакая "другая рука" не сможет навредить ему.

Спасибо за прочтение.

Ваши лайки, комментарии и подписка помогут автору статьи!

#культура #живопись #бренд #голландия #история #рембрандт #портрет #искусство