Найти тему
ТЕЛЕУЖИН

Три пропущенных. Три жутких хоррора не для слабонервных.

Оглавление

Всем привет! В нынешнюю подборку попали фильмы, просмотренные и отложенные на некоторый срок в силу их достаточно жёсткого содержания. При этом каждая из картин по-своему интересна и отличается нестандартным подходом, так что назвать любой из этих фильмов проходным и не рассказать о нём как-то не получается. Но прошу отнестись к дисклеймеру серьезно.

Ключ от преисподней

shot from "Baskin"/2015/Can Evrenol/kinonews.ru
shot from "Baskin"/2015/Can Evrenol/kinonews.ru

Наверное, я не впервые пишу эти строки (ага, закольцованный кошмар), но это один из самых сложных фильмов для рекомендации. Потому что его вправду сложно советовать, но и пройти мимо него ну никак не получается.

Сложно советовать по многим причинам - во-первых, фильм начинает со сцены, где несколько турецких полицейских сидят в кафе и обсуждают весьма скабрезные темы, так что некоторых уже это заставит нажать на "стоп". Во-вторых, этот турецкий хоррор является, пожалуй, самым значительным и всеобъемлющим продолжателем идей классического ужастика "Восставший из ада" от Клайва Баркера. И эту фразу стоит воспринимать, как серьезный дисклеймер - "Ключ от преисподней" берёт тематику, отчасти эстетику "Hellraiser" и умножает это всё, доводя до иного уровня. Если "Восставший из ада" был и остаётся очень мрачным, физиологичным (до тошноты порой) исследованием тёмных глубин подсознания, связи удовольствия, страха, секса, боли и тяги к неизвестному, то "Ключ от преисподней", вскрывая те же темы, выдаёт на порядок более "взрослую" и более физиологичную картинку. Считайте это вторым дисклеймером - фильм строго 18+, авторы действительно не стеснялись в визуальных решениях, создавая свою модель ада.

shot from "Baskin"/2015/Can Evrenol/kino-teatr.ru
shot from "Baskin"/2015/Can Evrenol/kino-teatr.ru

Почему сложно пройти мимо - да хотя бы по озвученной уже причине преемственности темам Баркера. Потому что авторы создают персонажей, чьи действия и разговоры отталкивают, а впоследствии погружают их в ад, давая понять, что именно они творцы реальности, в которую попали. Нет, тут нет нравоучения уровня басни, но понять сентенцию не стоит особого труда - жуткий персонаж "Отец" говорит это прямым текстом, а догадаться можно и куда раньше.

По сюжету указанные выше персонажи после посиделок в кафешке и демонстрацией собственной маскулиности на безобидном юноше отправляются на срочное задание в городке, название которого всем кажется знакомым, и вскоре сбивают невесть откуда выскочившего на дорогу человека. Человека найти так и не удаётся, зато герои находят кучку местных, которые сообщают, что пункт назначения достигнут - полицейские вскоре находят тот самый дом и патрульную машину, вызвавшую подмогу. Ну а в доме всё начинается.

shot from "Baskin"/2015/Can Evrenol/moviemeter.com
shot from "Baskin"/2015/Can Evrenol/moviemeter.com

Автор очень интригующе подал материал, перемежав сцены с исследованием дома, которое вскоре заканчивается для героев весьма плачевно, со странной сценой разговора главного героя Арды с более старшим Ремзи, который когда-то пообещал дяде Арды воспитать парня как следует. Арда рассказывает жуткую историю из детства о друге, с которым они договорились, что тот, кто умрет первым, придет призраком ко второму. Ремзи отвечает не менее жутким посланием. Вообще, эта сцена невероятно атмосферна и добавляет интригу, даёт понять, что всё не так просто. Всё действительно не так просто, закрученности сюжета можно позавидовать, хотя с подачей есть некоторая путанность. Тут та самая подача путает карты автору фильма, делая линии весьма сложными для разглядывания. Те, кто критикует фильм трубят, в первую очередь, об этом - мысли теряются, те же, кто хвалит, понимают, что они не столько теряются, сколько тонут в густой мрачной атмосфере.

Пока мы гадаем, флэшбеком ли была эта сцена в кофейне, Арда сотоварищи набредают в жутком доме на ужасающие картины преисподней, и вскоре оказываются закованными в цепи. Некий глава культа "Отец" всячески истязает героев, призывая их "открыть сердце и увидеть", и вскоре дело доходит до Арды, и тут всё поворачивается неожиданным образом.

shot from "Baskin"/2015/Can Evrenol/kinonews.ru
shot from "Baskin"/2015/Can Evrenol/kinonews.ru

Если вы в состоянии вынести сцены преисподней, созданной по лекалам немало озабоченных мужчин (считайте третьим предупреждением) и излишнюю кровавость, вас ждёт весьма недурной продолжатель дел "Hellraiser" из Турции с недурной картинкой в неоне, которому позавидовал бы сам Виндинг Рефн, фильм, мало на что похожий и весьма удивляющий в финале - твист не нов, но его не ждешь. Один из самых мрачных изображений мира демонов со времен "Восставшего из ада" и "Лестницы Якова" со схожими сюжетными решениями, особенно с одной из номерных частей "Hellraiser" под названием "Ад на земле".

Демон внутри

shot from "The Autopsy of Jane Doe"/2016/Andre Ovredal/kinopoisk.ru
shot from "The Autopsy of Jane Doe"/2016/Andre Ovredal/kinopoisk.ru

По сложившейся традиции, начнем обзор этого хоррора с небольшого отступления, касающегося работы любимых нами локализаторов, кажется, старательно прилагающих уйму усилий, чтобы подобные фильмы остались без внимания.

Оригинальный перевод названия звучит так - "Аутопсия Джейн До", где "аутопсия" - вскрытие тела, "Джейн До" - имя нарицательное, которым обозначают человека, чья личность не установлена. Понятно, что у нас нет аналогов для "Джейн До", но при чём тут "демон внутри"... В общем, если оригинальное название отражает суть происходящего в картине, то перевод не отражает, по факту, ничего.

Да, и, как и в случае с предыдущей картиной, должен предупредить, что данный фильм содержит множество сцен не для слабонервных, и оригинальное название тут служить лучшим дисклеймером, так как фильм действительно о вскрытии.

shot from "The Autopsy of Jane Doe"/2016/Andre Ovredal/kinopoisk.ru
shot from "The Autopsy of Jane Doe"/2016/Andre Ovredal/kinopoisk.ru

Главные герои этого в полном смысле камерного фильма - патологоанатом со стажем Том и его сын Остин, который стажируется в отцовской лаборатории, готовясь стать его преемником. При этом Остин пытается жить жизнью обычного подростка - в начале фильма к нему заглядывает его девушка, которой он устраивает экскурсию и договаривается о скором свидании. Чтобы дать представление о камерности фильма, скажу, что кроме девушки Эммы, главных героев и тела безымянной девушки, а также привезшего его шерифа, мы никого в кадре не увидим. Но этого авторам хватило, чтобы разыграть недурной хоррор.

С пространством всё так же ограничено - только лаборатория патологоанатома, находящаяся в подвале. Никаких кинотеатров под открытым небом, ведь на свидание Остин так и не пойдет. В последнюю минуту шериф городка привезет тело неизвестной девушки, так что сын решит остаться помогать отцу.

shot from "The Autopsy of Jane Doe"/2016/Andre Ovredal/kinopoisk.ru
shot from "The Autopsy of Jane Doe"/2016/Andre Ovredal/kinopoisk.ru

Итак, предварительные результаты вскрытия нужны шерифу к утру, чтобы объявить прессе хоть какие-то факты о найденном теле и огласить предварительные причины смерти. Однако, приступив к вскрытию, патологоанатомы сразу приходят в замешательство. При полном отсутствии каких-либо внешних повреждений, безымянная пациентка имеет повреждения костей и тканей, а также у неё удален язык и один зуб. К тому же лёгкие Джейн До свидетельствуют о том, что она сгорела в пожаре, но внешний вид этому противоречит.

Пока эксперты строят предположения, которых, надо сказать, почти нет, в лаборатории начинают происходить странные события - само по себе включается радио, а Остину мерещится, что он видит какие-то человеческие фигуры. Вскоре Остин находит своего кота Стэнли с ранами, не совместимыми с жизнью.

shot from "The Autopsy of Jane Doe"/2016/Andre Ovredal/kinopoisk.ru
shot from "The Autopsy of Jane Doe"/2016/Andre Ovredal/kinopoisk.ru

Отец и сын в ходе дальнейшей работы находят в желудке Джейн зуб, завёрнутый в кусок материи, на котором начертаны странные символы. Всё электричество в лаборатории отключается, и скоро герои осознают, что все остальные тела пропали из морга. Решение бежать не оканчивается ничем, так как поваленное грозой дерево блокирует люк. Остину и Томми приходится вернуться, чтобы продолжить расследование. Они обнаруживают смысл в найденных на ткани символах, а вскоре понимают жуткую вещь - мозг Джейн функционирует, и кажется, что она пытается передать послание.

"Демон внутри" - яркий пример того, как снятый в ограниченном пространстве и с участием небольшого количества актеров фильм может быть эффективным хоррором, при условии, что помимо набора скримеров в фильме будет продуманный сюжет, проработанная часть мира героев, хоть немного раскрытая тема прошлого персонажей и интересный взгляд на давно известную тему. Тему, в данном случае, раскрывать было бы спойлером, но скажу, что авторы действительно интересно донесли мысль буквально через поколения. Стивен Кинг советует, а я присоединяюсь.

Зловещие мертвецы: Черная книга

shot from "Evil Dead"/2013/Federico Alvarez/kinopoisk.ru
shot from "Evil Dead"/2013/Federico Alvarez/kinopoisk.ru

Линейка фильмов "Зловещие мертвецы" стоит особняком (или спрятанной в дебрях леса избушкой) от остальных фильмов жанра, причины чего стоит искать в специфичном сеттинге, изобретении собственной механики (дедайты), однако, замешанной на Лакврафтовском "Некрономиконе", харизме Брюса Кэмпбелла и неубиваемом энтузиазме автора Сэма Рэйми, который даже после режиссуры большого голливудского кино не потерял интереса к собственному детищу - он выступал режиссером сериала про Эша, а данный ремейк лично продюсировал.

Скажу, к слову, что "Зловещие мертвецы" на старте попали под раздачу британской волны жёсткого ценза, история которого стала сюжетной канвой прошлогоднего "Цензора" - именно в этой организации работает главная героиня фильма.

shot from "Evil Dead"/2013/Federico Alvarez/kinopoisk.ru
shot from "Evil Dead"/2013/Federico Alvarez/kinopoisk.ru

Режиссёром и сценаристом данной картины стали знакомые нам по уже ставшей самостоятельной франшизой картине "Не дыши" Федерико Альварес и Родольфо Саягес - кстати, Рэйми был так доволен ребутом своих "Зловещих мертвецов", что впоследствии выступал продюсером линейки "Не дыши".

Итак, вы знаете завязку, и никто не смеет здесь оспаривать ваше знание - группа молодых людей прибывает в хижину в лесной глуши, которая таит в себе парочку секретов. Однако, здесь герои не просто приезжают потусить - Альварес и Саягес добавили социальщины, так что персонажи скорее расхоебывают последствия тусовочной жизни, а именно - приезжают поддержать подругу Мию в её твердом желании избавиться от зависимости.

shot from "Evil Dead"/2013/Federico Alvarez/kinopoisk.ru
shot from "Evil Dead"/2013/Federico Alvarez/kinopoisk.ru

Кроме друзей в лесной ретрит приезжает брат Мии Дэвид со своей девушкой, и тут же получает внушение от друзей Мии о том, что ни в коем случае нельзя идти у девушки на поводу, так как её попытки покончить с веществами уже несколько раз заканчивались срывами.

Так авторы отлично вплетают социальную канву в органику "Зловещих мертвецов" с местными жуткими деревьями и ветвями (да, сцена с ветвями и тут будет) - не только место удерживает героев, у Мии нет шансов выбраться, ведь все окружающие с благими намерениями планируют удержать её здесь, а все её "предчувствия" и "ощущения" сводятся на симптомы ломки.

Конечно, никуда не делась и черная книга - тот самый жуткий и загадочный "Некрономикон" ребята обнаруживают в подвале, и, проигнорировав предупреждения, один из персонажей, Эрик, зачитывает пару строк. А больше, как известно, и не нужно.

shot from "Evil Dead"/2013/Federico Alvarez/kinopoisk.ru
shot from "Evil Dead"/2013/Federico Alvarez/kinopoisk.ru

Дальше всё идёт по классике, и это снова хорошо. Миа первой оказывается во власти духа после попытки побега и нападения темных ветвей, так что её облик и голос меняются, и её запирают в подвале. Однако, дедайты овладевают и другими, заставляя их наносить повреждения себе и другим. Прочитавший строки Эрик сознается в содеянном и рассказывает Дэвиду о способах остановить зло.

Самый главный и неоспоримый плюс нового прочтения старой истории - умное отношение к оригинальному материалу и понимание авторов, что все, не только фанаты оригинальной франшизы, изголодались по старорежимным хардкорным ужастикам. Именно это они и дают зрителю, не пытаясь изобретать собственные механики или прикручивать все возможные социальные повестки, однако, ловко придумав причины удержания героини в начале фильма и отлично протащив линию сиблингов, давно потерявших контакт. Фильм получился, несмотря на заметное сходство с оригиналом, свежим, интересным и продуманным, что для хоррора уже редкость.