Яркий июльский полдень. мне 12 лет. я только что приехала из пионерского лагеря, из Анапы. Только что, там, в лагере, на море я научилась плавать. Мама меня отправила на дачу( вернее, в сад, тогда дачей никто сады не называл) к бабушке лето догуливать. А в садах пруд огромный, для полива огородов, и вот в этом пруду я продолжила со старшим братом занятия по плаванию. Вода глиняного цвета, дно илистое, скользкое, а нам нипочем, плаваем, радуемся жизни и жаркому дню. Никто за нами не приглядывал.
Я сейчас, с высоты своих лет пенсионных, Имея уже шесть внуков, с ужасом думаю, как можно было без надзора отпустить девочку с братом, иногда одну на пруд?. Сейчас мне это кажется нереальным просто, а тогда в порядке вещей, дети гуляли как хотели и сколько хотели.
И вот накупавшись до судорог, идем домой. Есть хотелось неимоверно после купания. А у бабушки все готово: на столе щи дымятся, картошка своя молодая, мелкая, в масле с укропом, огурцы порезаны в алюминиевой миске с тем постным маслом и с укропом. Под столом чайник с кипятком дожидается. Уминаем
все подчистую, пьем чай с дымом и с белым хлебом с вареньем из разных ягод, красота!
Под тумбочкой на кухне стояла всегда примечательная сковородка, железная, старая. В ней бабушка жарила картошку, яйца, редко очень вкусную колбасу с жиром на удивительном жире, который назывался комбижир (его наши дети и не знают). он обладал таким свойством, как многократное использование. То есть эту сковородку бабушка никогда не мыла, не из-за лени, а от того, что там был комбижир. Когда я иногда робко предлагала бабушке помыть сковороду, она всегда отмахивалась : - Что ты! - Там же жиры!. То есть разве можно уничтожать такой полезный продукт!
О концерогенах бабушка, естественно, ничего не знала. Но, напоминаю, прожила 94 года и никогда ничем не болела. О правильном питании тоже не имела понятия. Но пища была на столе самая простая: летом - минимум мяса( хранить его в саду было негде), максимум своих овощей и фруктов;
зимой - свои запасы из капусты , помидор, огурцов с картошкой, блины, мясо только в первых блюдах, каши. Вот и весь нехитрый рацион.
В саду хорошо, прохладно, отдыхаем с бабушкой на ватном одеяле под яблоней, грушовка была моей самой любимой. Аромат плывет необыкновенный. "Бабушка, - спрашиваю, а ты кого любишь больше всех?" - Тебя, моя хорошая, кого же еще? Я знаю это, но все равно хочется еще раз услышать. И мы с бабушкой погружаемся в краткий полуденный сон.