Осталось не так уж много мест осталось в усилителе, куда можно залезть с целью ещё чего-нибудь поправить. Но благодаря прочитанным всем возможным материалам по этой теме я эти места все знаю и необходимые для этого детали куплены, а значит пора опять лезть с паяльником в усилитель.
LC-фильтр, состоящий из катушки индуктивности и конденсатора, стоящий на выходе 502-го требует к себе особого внимания, так как его влияние на звук трудно переоценить. Именно в нём окончательно формируется сигнал, идущий в наши колонки.
У Texas Instruments выложен калькулятор для расчёта этого фильтра, учитывающий импеданс АС. По расчётам самым оптимальным (без завала и задира АЧХ на 20 кГц) будут следующие варианты:
для 8Ом - 15µH + 0,47µf (неравномерность: минус 0,051дБ)
для 6Ом - 7µH + 0,47µf (неравномерность 0,0**дБ)
для 4Ом - 7µH + 1µf (неравномерность +0,067дБ)
Теперь посмотрим, что же установили китайские товарищи в данный усилитель.
L1, 2, 3, 4 – катушки индуктивности в выходном LC-фильтре усилителя. На удивление, катушки, установленные китайскими товарищами, не так уж и плохи. Они с воздушным сердечником и из медной проволоки, хотя одно время ходило мнение среди владельцев, что катушки из алюминия. Нарекания вызывает их взаиморасположение, но в столь малом формфакторе вряд ли получится расположить их лучше. Их индуктивность в 10µH (вместе с плёночным конденсатором на 1 µf) это приблизительно усреднённое значение. Для АС с импедансом 4 или 6Ohm этого много, а для 8Ohm - мало.
Производитель чипа рекомендует ставить катушки Coilcraft MA5172-AE, но они довольно крупные и есть опасения что они сюда не уместятся, а уж с их взаимным расположением точно будут проблемы, так как места в 502-м очень мало.
Так же, у владельцев 502-го, есть положительный опыт замены штатных индуктивностей на продукцию ICE Components 1D17A-100M. У них несколько достоинств: во-первых, они специализированные для D-класса, во-вторых, они экранированы и соответственно не имеют проблем с взаимным расположением, в-третьих, они не греются, в отличие от стоковых и в-четвёртых, их размеры и расстояние между выводами позволяют установить их в 502-й.
АС у меня с импедансом 6Ohm, а значит, согласно расчёту, нужны катушки индуктивностью 7µH, на ток не менее 6А и естественно хочется специализированные для класса D. Подходящие есть только на Маузере – Coilcraft MA5173-AE, а в силу нынешних обстоятельств с привычными заказами деталей из Германии пришлось попрощаться. Поэтому, я решил пока катушки индуктивностей не трогать, так как с ними всё довольно неплохо и в стоковом варианте. Возможно в будущем, когда международная обстановка устаканится и если уж совсем нечего делать будет, то куплю и поменяю. А пока ограничусь заменой конденсаторов в этом фильтре.
С13, 21, 29, 36 – плёночные конденсаторы, стоящие в выходном фильтре усилителя и соответственно очень сильно влияющие на качество звука. Изначально, китайские товарищи поставили что-то маленькое и синенькое, с логотипом вроде как Vishay, ёмкостью 1µf.
На эти позиции просто необходимо поставить что-то качественное, полипропиленовое и высокочастотное на напряжение не менее 4-х величин напряжения питания, то есть 100v (можно на 250v или больше, но не забываем про размеры). Стоит обратить внимание на разброс параметров конденсаторов, особенно по каналам.
Так вот если не заморачиваться ещё и заменой катушек, то если у вас АС на 4Ом, то номинал оставляем прежним – 1µf, а если 6-8Ом, то уменьшаем ёмкость до 0.68µf.
Благодарные отзывы любителей апгрейда заслужили конденсаторы таких производителей как Wima (FKP2, MKP2, MKP10), Kemet (R75II41004040J), Panasonic (ECWFA), Philips, TDK/Epcos и даже отечественные К78-2. Эффект от замены описывают в основном как улучшение звука в области высоких частот.
Мой выбор пал на Wima MKP10 0.68µf/100v – качественные, плёночные, полипропиленовые конденсаторы от уважаемого немецкого производителя. Конечно хотелось поставить Panasonic, но его ждать минимум 3 недели, а Wima в магазине, который рядом, поэтому быстро и за доставку платить не надо.
Как видно, по размеру они очень сильно отличаются, поэтому пришлось извратиться, что бы разместить их на плате. Нарастил один вывод и получилось разместить наискосок.
С14, 22, 30, 37 – Эти конденсаторы, ёмкостью в 1nF, стоят в том же фильтре, параллельно плёночникам в 1µf. Китайцы поставили на эту позицию SMD керамику неизвестного происхождения. Хотя, почему неизвестного? Наверняка свою родную, китайскую применили.
Добраться до них не трудно, так что можно и поменять на что-либо более приличное. Если менять на SMD-керамику, то она должна быть марки C0G или NP0. Можно немного извратиться и впаять туда обычные элементы. Какую-нибудь SilverMica, если выбор пал на керамику, или ту же пропиленовую, кошерную Wima.
С SMD я, силу недостатка навыков и неподходящего оборудования, ковыряться не люблю, а из-за размеров новых конденсаторов, обычные детали туда уже не лезут. Поэтому решено было на этот пункт плана забить.
Есть ли результат от замены и стоило ли так заморачиваться? Определённо результат есть и оно того стоило. В области ВЧ сильно добавилось разборчивости и детальности. Если раньше тарелки в ударной партии просто было слышно что они есть, то теперь там появились нюансы. Такое впечатление что теперь слышно как они вибрируют и это сильно добавило удовольствия к прослушиванию. Пусть Ларс Ульрих далеко не самый великий барабанщик (я сейчас переслушиваю всю Металлику), но стало гораздо лучше слышно его партию, а все фанаты знают как трепетно он относится к собственной слышимости в записи. )))
Предыдущие части тут: