Слова из последнего письма капитана ВВС Аргентины Хосе Даниэля Васкеса, которое он написал своему лучшему другу.
Хосе Даниэль Васкес родился 27 декабря 1951 года в городе Мендоса столице одноименной провинции в Аргентине.
В его свидетельстве о рождении, была ошибочно указана дата 1 января 1952 года. Все свое детство он провел в родном городе, где и закончил среднюю школу. В 1969 году он окончил Школа сержантов ВВС Аргентины (ESFA) воздушного гарнизона Кордовы в звании унтер-офицера (капрал) по специальности аэрофотосъемка. Он был вторым по успеваемости на своем курсе, за что получил Орден "За заслуги". Его первым подразделением стала 7-я воздушная бригада ВВС Аргентины.
Этого для Хосе было мало и в 1970 году он поступил в Военно-авиационное училище (EAM), которое является главной школой ВВС Аргентины. Через три года он закончил ее в звании прапорщика, на этот раз став четвертым на потоке, и так же получил Орден «За заслуги». В том же году он также прошел курс прыжков с парашютом.
В 1974 году Васкес дополнительно прошел Курсы военных летчиков (КАВ). В следующем году он поступил в "Школу Охотников ВВС" (CB2) на полугодовые курсы. В 1976 году Васкес служил в 5-й авиационной бригаде, прошел подготовительную программу на штурмовиках A-4B Skyhawk и дослужился до звания лейтенанта ВВС.
В 1977 году Васкес женился на Лилиане Эстер Асенсио. У них было трое детей, сыновья Бернардо и Мариано и дочь Мария Паула.
В 1978 году его повысили до командира 1-й эскадрильи штурмовиков A-4C Skyhawk, 4-й авиабригады ВВС Аргентины. Параллельно он был инструктором на тренировочных самолетах Morane Saulnier MS.760 Paris. В 1979 году ему было присвоено звание старшего лейтенанта.
В 1981 году он уже занимал несколько должностей в своей эскадрильи; командир отделения и эскадрильи, летный инструктором и начальник службы технического обслуживания.
После успешной операции ВМС Аргентины "Росарио", когда под контроль были взяты Мальвинские острова, старший лейтенант Васкес присоединился к аэромобильной эскадрилье штурмовиков A-4C Skyhawk. Подразделение на тот момент дислоцировалась на авиабазе в Сан-Хулиан.
Во время боевых действий по удержанию островов, Хосе Васкес руководил соединением и участвовал в битве за Пуэрто-Архентино (порт Сан-Карлос). 24 мая он возглавил эскадрилью «Ягуар», которая атаковала британский эсминец HMS Arrow (H42). В том бою самолет Васкеса получил попадания в топливные баки.
Он направил свой штурмовик в сторону базы, но понимая, что топливо неумолимо кончается, он запросил дозаправку. Дежуривший дозаправщик KC-130H Hercules, с позывным «Мадрид 2», буквально спас Васкеса от потери самолета. Соединившись для дозаправки, они летели вместе, пока не достигли материка. В результате Хосе благополучно посадил поврежденный штурмовик.
30 мая Васкес принял решение добровольно участвовать в совместной с ВМС операции по атаке на британский авианосец HMS Invincible (R05). Операция заключалась в использовании последней ракеты Exocet AM 39 с самолета Dassault-Breguet Super Étendard, а штурмовики A-4C должны будут сбросить первыми бомбы на авианосец и отвлечь внимание на себя.
Атакующий строй состоял из пары Super Étendards оперативной группы ВМФ под командованием капитан-лейтенанта Алехандро Франсиско и четырех самолетов A-4C под командованием Хосе Васкеса. В 12:30 самолеты взлетели с военно-морской авиабазы Рио-Гранде.
Звено Васкеса, называлось "Зонда" и в нее входили старшие лейтенанты Омар Хесус Кастильо и Эрнесто Урета и энсин Херардо Исаак. После дозаправки они направились к юго-западу от Мальвинских островов. Добравшись до назначенной точки они снизились на максимальную высоту и стали заходить на цель.
По аргентинской версии, капитан Александр Франциско произвел запуск ракеты Exocet и попал в основание главной надстройки и практически разрушил её. Следом шли штурмовики, для этой атаки они выстроились практически в одну линия, идя друг за другом. ПВО авианосца ответила всем имеющимся арсеналом.
Первым в строю был Хосе Васкес, он удачно сбросил бомбы и в этом же заходе стал обстреливать палубу из 20-мм пушки. В этот момент по нему произвели пуск ракеты из ЗРК "Sea Wolf" по другой версии это была ракета "Sea Dart". Самолет Васкеса просто раскололся надвое и упал в море.
В этой атаке был потерян еще один аргентинский штурмовик, который был поражен зенитной артиллерией всего за 5 секунд до сброса бомб. Останки самолета, скорее всего двигатель, упали на палубу и проскользили до шахты авиационного лифта. Горящие обломки упали в ангар, где начался пожар.
Два оставшихся A-4C Skyhawk успешно поразили авианосец, попав в палубу и сначала вернулись на аэродром, а после чего еще раз атаковали авианосец HMS Invincible (R05).
…не беспокойтесь, если вам придется прожить это по-другому, главное знать, что эта война действительно справедлива и правдива и что за решением стоит вся страна…
На эту историю существует и мнение британской стороны, которая отрицает попадание ракеты Exoset по авианосцу. Сторона заявляет, что она ракета попала в транспортное судно Atlantic Conveyor, который несколькими днями ранее уже пострадал от Exoset. Однако сведения полученные позже свидетельствуют, что Atlantic Conveyor затонул 28 мая, за два дня до нападения на HMS Invincible (R05).
В любом случае авианосец вышел из зоны боевых действий в ночь на 5 июня и перестал обеспечивать воздушное прикрытие в самый разгар боев на суше. 7 июня аргентинская газета "La Nación" сообщила, что из-за повреждений нанесенных аргентинской авиацией, целевая группа во главе с авианосцем HMS Invincible (R05) была вынуждена отступить из зоны боевых действий.
В честь капитана Хосе Даниэля Васкеса был назван военный аэродром и база 1-й эскадрильи ВВС Аргентины. Школа № 4-019 технического образования (EET) в городе Лас-Герас в Мендосе так же носит имя героя страны Хосе Васкес".
В 2000-е годы, школа унтер-офицеров ВВС Аргентины полностью восстановила самолет А-4 Skyhawk, который как две капли воды попохож на самолет Васкеса в его последней миссии.
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!