Не перестаю удивляться, почему я столько времени не был знаком с Орлеаном, ведь я обожаю евро старой школы типа «Замков Бургундии», «Гранд-Отеля Австрия», «Труа» или «Ла-Гранхи». Такие игры всегда прельщали меня своей изящностью и логичностью, но при этом достаточно глубоким и вдумчивым геймплеем. И Орлеан не стал исключением и встал в один ряд с давно любимыми евро!
2-4 👥 / 90 мин ⏳ / 12+ 👶
Орлеан – это яркий представитель игр с механикой bag-building (построение мешка). Сразу вспоминаются «Шарлатаны из Кведлинбурга», где вы на удачу тащите из мешка жетоны ингредиентов зелья. В Орлеане же вы будете прокачивать свой стартовый мешок жетонами подданных, за счет которых будете выполнять различные действия. Изначально у каждого игрока в мешке есть всего 4 жетона, но каждый раунд вы будете добавлять в него новые. И вся фишка игры строится именно на этих работниках и оптимизации их использования.
Каждый игрок получает планшет с 10-ю локациями, в которые он будет отправлять своих подданных, вытянутых из мешка, чтобы выполнять те или иные действия. Каждая локация требует 2-3 рабочих конкретного класса для активации. Эти локации можно условно разделить на 3 типа: для найма новых рабочих, для путешествий и для получения бонусов.
Нанимать мы можем подданных 7-ми разных классов: фермеров, ремесленников, торговцев, моряков, рыцарей, учёных и монахов. Каждый класс имеет свои особенности и бонусы, на которых можно строить свою стратегию. Получая фермера себе в мешок, вы также продвигаетесь по его треку и получаете ресурсы бонусом. Ремесленник даёт вам жетоны технологий, которыми можно закрыть любые ячейки рабочих на вашем планшете, чтобы упростить активацию локаций. Торговцы дают возможность выбрать дополнительные более крутые локации, которые вы также сможете посещать. Моряки приносят деньги. Рыцари позволяют тянуть больше рабочих из мешка. Учёные двигают вас по треку развития, который даёт множество бонусов. И монахи – это джокеры, которые выступают в роли любого другого подданного.
Путешествовать можно по карте пригорода Орлеана, собирать по пути ресурсы и строить свои гильдии в разных городах. Во всех путешествиях вам будут нужны рыцари, фермеры, моряки либо торговцы в зависимости от того, перемещаетесь вы по реке или по суше. Сами же построенные гильдии служат множителем при финальном подсчете очков.
На планшете есть ещё скрипторий, который продвигает вас на треке развития, и ратуша, куда можно безвозвратно отправить своих рабочих, чтобы получить за это деньги и даже ПО в конце игры. Новые локации, которые вы можете получить за действие торговца, также дают различные мощные бонусы в виде собственного производства ресурсов и прочих полезных плюшек.
Но, чтобы играть было ещё интереснее, автор добавил в игру различные события. Каждый раунд вы случайным образом открываете одно из них и узнаете, к чему вам готовиться. Некоторые из них могут быть как хорошими (доходными), так и плохими. Например, чума, которая вынуждает вас лишиться одного из своих работяг, или налоги на имеющиеся у вас товары и т.п. По-настоящему неприятно будет, если вы однажды не сможете расплатиться, тогда вас подвергнут пыткам, и придётся лишиться чего-то более ценного, чем горстки монет.
В конце партии игроки получают ПО за накопленные деньги, за ценность собранных ресурсов и за уровень развития, помноженный на общее количество ваших гильдий и особых граждан. Этих граждан можно получить за продвижение на различных треках, построив больше всех гильдий в городах, или отправляя своих рабочих в ратушу.
Итого, Орлеан - это несложное евро с приличной глубиной планирования стратегии. Каждый раз можно пробовать играть через различные классы рабочих или через новые локации действий. Плюс жетоны подданных всегда выходят из мешка абсолютно хаотично, из-за чего вам часто приходится корректировать свои планы, стараясь выжать максимум пользы из каждого расклада. Но меня радует, что рандом выхода жетонов из мешка практически не влияет на игру, и от этого не бомбит одно место, как было у меня с Шарлатанами. При любом раскладе можно сделать что-нибудь полезное на будущее, тем более что партия длится 18 раундов. За это время можно успеть реализовать все свои планы. Кстати, 18 раундов звучит очень долго, но на самом деле первая половина партии проходит супер быстро, когда у вас ещё мало жетонов, и вы не успели раскачаться. Вдвоем мы сыграли первую партию за 1,5 часа, вполне стандартное время для подобных игр.
Если честно, я даже не знаю, к чему можно придраться в Орлеане. Это крепкое, проверенное временем олдскульное евро семейного формата с прекрасно работающими механиками и отличным балансом. Единственное, что немного напрягло, — это довольно долгая и муторная подготовка к партии даже с учетом того, что я разложил все компоненты по коробочкам. Много всего нужно отложить, выбрать, перемешать, разложить, но это мелочи на самом деле, со временем процесс ускорится.
Итоговая оценка – 8.5/10 👍 Очень рад, что Орлеан наконец-то пополнил нашу коллекцию. Теперь даже задумываюсь о дополнениях в будущем. Там есть и кооперативный режим, и вариант игры с более плотным взаимодействием и кучей нового контента.
А как вы относитесь к Орлеану? Как считаете, заслуженно ли он занимает 28 место в рейтинге BGG? Или ему уже пора на пенсию? На мой взгляд он играется даже лучше, чем некоторые современные евро.