Найти тему
Мир Фэнтези

Менельтарма - главная святыня нуменорцев. Часть 1.

«У нас не было храмов. А ныне Гора осквернена. Деревья на ней срублены, и она стоит нагая; а на вершине возвышается Храм... Там никто не молится. Храм ждёт».

Эти слова принадлежат Элендилю из «Утраченного Пути», который рассказывает об истории Нуменора своему сыну Херендилю. Именно они и заставили меня задуматься о такой горе, как Менельтарма, где нуменорцы до времён короля Ар-Фаразона поклонялись Эру Илуватару, и написать подробную статью о ней.

Менельтарма. Эрик-Фауре-Брак.
Менельтарма. Эрик-Фауре-Брак.
Примечание: Данная часть статьи является полностью основанной на канонических материалах Толкина, а не какими-то "бреднями" автора или его "больными фантазиями".

Менельтарма — гора, которая находилась почти в центре Нуменора. Считалась священным местом для нуменорцев, которые поклонялись там Единому. Во времена Ар-Фаразона на её посещение был наложен строжайший запрет всем без исключения, даже Верным. После Низвержения многие из выживших Дунэдайн верили, будто её вершина всё ещё возвышается над морем и тщетно отправлялись в долгие путешествия, пытаясь найти Менельтарму.

История

Впервые Менельтарму увидел Туор в своём сне после того, как бежал от ярости моря. Ему открылся остров и крутая гора посреди него, и солнце, которое садилось за ней, и меркнущее небо. Над скалой же ослепительно сияла одинокая звезда [«Неоконченные Предания», «О Туоре и его приходе в Гондодин»].

Менельтарма появилась вместе с Островом в начале Второй Эпохи. После пришествия Эдайн её избрали в качестве священного места, где поклонялись Эру Илуватару. Туда же, когда настало время весеннего празднества Эрукьерме, поднялись вместе со свитой Тар-Менельдура Алдарион и Эрендис. После же того как все начали спускаться, то они отстали и окинули взглядом Нуменор [«Неоконченные Предания», «Алдарион и Эрендис»].

Им открылся весь зеленеющий по весне западный остров, лежавший, как на ладони, и даже отблеск света на Западе, там, где высилась Аваллоне, и тени, которые легли на гладь Великого Моря на востоке. Над ними же лучилось ясной синевой небо. Но оба промолчали, ибо никто, кроме короля, не смел говорить на вершине Менельтармы [«Неоконченные Предания», «Алдарион и Эрендис»].

Короли Нуменора посещали Менельтарму до дней Ар-Гимильзора, 23-го правителя Острова, который за всё время своего владычества ни разу не поднялся на вершину скалы. Этот обычай возродил Тар-Палантир, кто в положенный срок поклонялся Эру, но когда Ар-Фаразон узурпировал трон, то традиция была вновь предана забвению [«Неоконченные Предания», «Род Эльроса»].

Так как гора встарь считалась священным местом, то даже во времена Саурона никто не посмел осквернить её. Когда же последнее знамение было явлено нуменорцам, то над вершиной Менельтармы заклубился дым, но они не пожелали внять ему. После же того как Ар-Фаразон и его воины ступили на берега Амана, то Валар воззвали к Единому, и Эру изменил мир [«Сильмариллион», «Акаллебет»].

На тридцать девятый же день с отплытия кораблей короля над горой вдруг взметнулось пламя, а затем её и Остров поглотили волны. Слишком поздно попыталась подняться туда Тар-Мириэль: волны захлестнули её, и крик последней правительницы потонул в рёве ветра [«Сильмариллион», «Акаллабет»].

Однако многие из тех Дунэдайн, кому удалось спастись, верили, будто вершина Менельтармы не ушла под воду навсегда, а вновь поднялась над морем как одинокий островок, затерянный среди бушующих волн. А среди потомков Эарендиля находились даже и те, кто впоследствии пытался отыскать скалу [«Сильмариллион», «Акаллабет»].

Ибо мудрецы древности говорили, что зоркие глаза Дунэдайн могли различить мерцающий отблеск Бессмертных Земель с горы. И многие доблестные мореходы тоже пытались сделать это, но их взору открывалась лишь синяя гладь безбрежного моря [«Сильмариллион», «Акаллабет»].

2 часть данной статьи можно прочитать здесь.

#литература #искусство #кино #интересные факты #фантастика #фэнтези #культура #творчество #чтение #властелин колец