С чем ассоциируется Раневская у большинства? Муля не нервируй меня, ну и, пожалуй, мачеха Золушки и фрекен Бок в Карлсоне. Нечто искрометное, циничное и едкое. И уж никак не одинокий, с нерастраченным талантом и несбывшейся мечтой о серьезных ролях человек.
Фанни Гиршевна Фельдман родилась 27 августа 1896 г. в Таганроге в еврейской «семье небогатых нефтепромышленников» по ее же собственным словам. Отец, Гирш Хаимович - купец 1-й гильдии, владелец фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина, мельницы и парохода «Святой Николай», крупный мануфактурщик, староста Таганрогской хоральной синагоги в Тургеневском переулке, почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии…одним словом, человек в городе значимый. В 1889 г. он женился на Милке Рафаиловне, в браке родилось пятеро детей - Яков, Рудольф и Лазарь, Белла и Фанни. Один из братьев умер совсем маленьким.
С ранних лет Фанни чувствовала, что ее не любят и постепенно привыкла к этому, став одиночкой в большом доме. Всю жизнь она заикалась, с возрастом научилась говорить так, что это было практически незаметно. Сестра Белла была умница и красавица, Фаина же и внешностью не угодила, и училась плохо. Из-за заикания над ней издевались одноклассники. Она уговорила родителей забрать ее из женской гимназии и перешла на домашнее обучение: музыка, пение, иностранные языки – обычный набор для девочки из обеспеченной семьи. Но любви родителей это ей не прибавило. То, что она остроумна, невероятно упорна и талантлива – никто в расчет не брал. Фаина не желала делать то, что не интересно и все свободное время проводила с книгами, однажды открыв для себя мир литературы. Наказанием для нее было лишение возможности читать.
В 13 лет Фанни впервые попала в театр на «Вишневый сад». Увиденное настолько впечатлило ее, что она начала посещать занятия в театральной студии. В 1915 г. Фаина сообщила родителям, что намерена стать актрисой. Мать впала в шок, а отец, сказав, что такого позора в Таганроге не вынесет, уведомил, что не даст дочери ни копейки. Фаина уехала в Москву совсем одна, в никуда, без помощи, содержания и поддержки. С отцом с тех пор она так и не виделась, он предпочел отказаться от нее, чем иметь непутевую дочь-актрису с собственным мнением.
Семья в послереволюционные годы покинула Россию и поселились в Праге. С матерью и сестрой Фаина встретилась спустя только 40 лет после бегства в Москву…
Большой город встретил провинциалку не очень гостеприимно. Она побежала в заветный театральный, но ей везде отказывали. Тогда Фаина решила поступать в частную театральную школу, но денег, что тайком дала мать перед отъездом, было очень мало и доучиться она не смогла.
Совершенно случайно Фанни Фельдман познакомилась с прима-балериной Большого театра Екатериной Гельцер. Гельтцер пожалела девушку, прочувствовала ее и приняла активное участие в устройстве ее жизни. Она поселила Фаину у себя дома, в котором собиралась вся творческая элита Москвы. Фанни общалась с Маяковским, Цветаевой, Мандельштамом. Благодаря усилиям Гельцер Фаину взяли на работу в подмосковный Малаховский Летний театр, труппа которого состояла из блестящих актеров того времени. После - в труппу к мадам Лавровской, где давали роли девушек-кокеток.
Фаина иногда получала денежные переводы, тайно отправленные матерью. Во время одного из таких походов в банк бумажные купюры улетели с порывом ветра. «Денег жаль, зато как красиво они улетают», - сказала Фаина. Ее тут же сравнили с чеховской Раневской. Так и появилась Фаина Раневская. Почему вдруг Георгиевна, и сама не поняла, люди стали так называть, а она не исправляла, превратив в шутку, мол, Георгий- Победоносец.
Итогом 60-летней актёрской карьеры стали десятки ролей на сцене и около 30 — в кино.
Один из биографов актрисы, М. Гейзер, писал:
"Самое парадоксальное в актёрской судьбе Раневской — то, что ее имя её не сходило с афиш, где она неизменно фигурировала в числе «и др.»
Раневская ненавидела нужные ко времени роли и идеологически верные диалоги. Зачастую конфликтовала с режиссерами и оставалась в массовке. Она обожала импровизации, не имела внутренней цензуры и каждый выход на сцену проживала на все 100. Люди шли на Раневскую, из-за одного короткого эпизода. Бывало, что уходили с середины, после ее сцены, потому как спектакль был отвратителен, а 5 минут ее игры – великолепны. А если она с роли снималась, спектакль вообще приходилось закрывать, т.к зрителей не было. Так однажды она эпизодично играла проститутку Зинку, а в Москве потом только и говорили, что о Раневской.
Более четверти века Фаина проработала в Театре имени Моссовета, на сцене которого исполнила свои самые прославленные театральные роли: миссис Сэвидж и Люси Купер. В кино дебютировала в 1934 г. в фильме М. Ромма «Пышка».
Наибольшую популярность принесли роли в «Золушке» и «Подкидыше».
Фраза
«Муля, не нервируй меня!»
всю оставшуюся жизнь преследовала Раневскую, она ненавидела этот образ и жалела, что навсегда осталась Мулей – ведь многие даже не пытались понять, что Муля это не она, а муж ее героини из фильма.
А вот колоритную мачеху Золушки Раневская обожала и считала самой удачной ролью за всю свою творческую карьеру в кинематографе. Шварц писал сценарий специально под нее, к тому же разрешил вставлять в текст фразочки по своему усмотрению, что так ценила Фаина Георгиевна.
Раневская всю жизнь шутила на тему любви и говорила, что никогда не влюблялась взаимно. В юности молодой человек, которому симпатизировала Фанни, заявился к ней в гости с девушкой и попросил оставить их вдвоём. После этого актриса зареклась смотреть на мужчин и перестала доверять им. Потом слухи ходили разные. Раневской приписывали фанатичную любовь к известному актеру Василию Качалову, но их связывала тесная дружба до последних лет жизни. Галантный маршал старой военной выправки Толбухин, о котором мало что известно, кроме как о факте взаимной симпатии. Долгое время считалось, что у Фаины был чуть ли не роман с Василием Меркурьевым, сыгравшем отца Золушки, но подтверждения слухи не получили. Злые языки шептались о тесных отношениях с наставницей и подругой Павлой Вульф...
Масла в огонь подливало ещё и то, что сама Раневская никогда не распространялась о своей личной жизни. Разве что в частных беседах с людьми, которые после ухода актрисы стали издавать её биографии, сдобренные подробностями таких разговоров.
Страдала ли Фаина Георгиевна от любовных неудач? Она умело отшучивалась, скрывая настоящие чувства за маской иронии и считала, что виной всему её единственная страсть - театр и «страшненькая» внешность. Чего только Раневской ни приписывали. А она всю жизнь была страшно одинока.
«Одиночество — это когда в доме есть телефон, а звонит будильник».
Ф.Г. Раневская
Фанни никогда не была замужем и детей у нее тоже не было. В 60-е годы к ней переехала овдовевшая сестра, но в 1964-м Беллы не стало. Раневская осталась одна. В последние годы жизни рядом с актрисой был только верный дворовый пес со смешной кличкой Мальчик. После смерти Фаины Георгиевны именно фигурка этого песика была установлена на ее надгробии.
Она умерла 19 июля 1984 г. в больнице от инфаркта и развившейся пневмонии. Она могла отправить в нокаут одним только взглядом или острым словцом и незадолго до смерти с горьким сарказмом написала:
«Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения»
Если вам понравилась статья, подпишитесь на КиноБуква и я напишу еще что-то на эту тему! А пока можно почитать вот эти книги о Фаине Раневской:
Из художественных фильмов, где идет речь о Фаине Георгиевне, можно рассмотреть вариант мини-сериала "Орлова и Александров" , Раневскую играет Юлия Рутберг
Спасибо, что дочитали статью))