Найти в Дзене

Московский государственный театр "Ленком Марка Захарова"

Оглавление

Московский государственный театр „Ленком Марка Захарова“

— российский государственный драматический театр, основан в 1927 году как «Театр рабочей молодёжи» (ТРАМ).

На протяжении сорока шести лет, с 1973 по 2019 годы, художественным руководителем и главным режиссёром театра являлся Марк Анатольевич Захаров (13 октября 1933 — 28 сентября 2019).

3 октября 2019 года руководство театром принял Марк Борисович Варшавер.

21 ноября 2019 года театру «Ленком» присвоено имя Марка Захарова, и теперь театр официально называется Московский государственный театр „Ленком Марка Захарова“

🎭Театр рабочей молодежи

В 1927 году энергия молодых самодеятельных артистов материализовалась самым дерзким и вдохновенным образом. В этом памятном для нас году по инициативе Московского Комсомола был создан театр рабочей молодежи, сокращенно – ТРАМ. Здание на Малой Дмитровке 6 было передано театру осенью 1932 года.

В ТРАМе начинал, ставший позже известным киноактёром, Николай Афанасьевич Крючков. Знаменитые мастера МХАТ - Н.П. Баталов, Н.М. Горчаков, В.Я. Станицын, Н.П. Хмелев во главе с И.Я. Судаковым делились здесь с молодыми артистами накопленным опытом. "Консультантом по драматической части" был М.А. Булгаков и даже поставил здесь пьесу Ф. Кнорре "Тревога". Музыкальной частью заведовал Исаак Дунаевский. Танцы ставила Наталия Глан. Биомеханике учила молодых трамовцев дочь В.Э. Мейерхольда Ирина Хольд, актерскому мастерству - мхатовские корифеи Николай Баталов, Николай Хмелев, Алексей Грибов, Виктор Станицын, Илья Судаков, сценографию делали Евгений Кибрик, Юрий Пименов, Кукрыниксы.

-2

МАРК АНАТОЛЬЕВИЧ ЗАХАРОВ

-3

Родился 13 октября 1933 года в Москве. В 1955м окончил актерский факультет ГИТИСа (курс И.М. Раевского). По распределению был направлен в Пермский театр драмы. Сотрудничал с театральным коллективом Пермского университета. Именно здесь состоялся его режиссёрский дебют. Начало шестидесятых Захаров провёл в студенческом театре МГУ, возглавляемом Сергеем Юткевичем. Поставленные здесь спектакли принесли Захарову известность среди любителей театра. И в 1965м году Валентин Плучек пригласил молодого режиссёра в театр Сатиры, где в 1967м Захаров поставил свой знаменитый спектакль «Доходное место» А.Н. Островского. Спектакль имел огромный успех у зрителей, но был сыгран всего около 40 раз и был запрещён. Из "доленкомовского" периода также стоит отметить спектакль «Разгром» в театре им. Вл. Маяковского с А. Джигарханяном в главной роли. И у этой постановки был непростой путь к зрителю, и настоящий успех. 60-е годы — время становления мастера, время интенсивного поиска своего творческого лица и время ожидания своего Дома.

В 1973 году Захаров возглавил театр имени Ленинского Комсомола. С приходом Марка Анатольевича театр стал одним из самых популярных, не только в столице, - в стране. Многие режиссёрские работы Мастера вошли в историю нашего театра - «Тиль», «В списках не значился», «Иванов», «Парень из нашего города», «Жестокие игры», «Оптимистическая трагедия», «Три девушки в голубом», «Мудрец», «Поминальная молитва», «Чайка», «Варвар и еретик», «Мистификация», «Город миллионеров», «Плач палача». «Юнона и Авось» на сегодняшний день сыграли более 1600 раз. С неизменным аншлагом идут спектакли - «Безумный день или Женитьба Фигаро», «Королевские игры», «Шут Балакирев», «Ва-банк», «Женитьба», «Вишнёвый сад», «Попрыгунья», "День опричника", "Фальстаф и Принц Уэльский".

Марк Анатольевич воспитал не одно поколение звёзд российского театра. Параллельно с работой в театре, Захаров снимал фильмы, ставшие классикой нашего кинематографа, любимые миллионами зрителей - «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона». Захаров – автор книг: «Контакты на разных уровнях» (М., «Искусство», 1988 и новое издание – М., «Центрполиграф», 2000); «Суперпрофессия» (М., «Вагриус», 2000); «Театр без вранья» (М., «АСТ: Зебра Е», 2007); «Ленком - мой дом. Лицедейство без фарисейства. Моё режиссёрское резюме» (М., «Издательство "Э"», 2016).

Обладатель множества престижных наград, в том числе:

Премия "Триумф" (2005), Премия Станиславского (1995), Премия Станиславского (2010, «за вклад в развитие российского театра»), "Хрустальная Турандот"- «Лучшая режиссёрская работа» (1999, спектакль «Мистификация»); «За долголетнее и доблестное служение театру» (2011); «За создание театра «Ленком» (2017), Знак отличия «За заслуги перед Москвой» (2003), Премия им.Г.А. Товстонгова - За выдающийся вклад в развитие театрального искусства (2003), Премия "Чайка" в номинации «Обыкновенное чудо» - за лучшую сцену в спектакле «Женитьба» (2007), Национальная премия "Музыкальное сердце театра" (Гранд-премия за выдающиеся творческие достижения в области музыкального театра, 2007), Орден Святого Александра Невского (2008), Международная премия «Персона года» (2009), Спецприз "Золотой орёл" (2014) -"За выдающийся вклад в российский кинематограф", Премия мэра Москвы в области литературы и искусства, Международная премия "Высота успеха" (2017), Театральная премия газеты "Московский комсомолец" (номинация "Мэтры. Спектакль года"), Герой Труда Российской Федерации (2018), Премия "Хрустальная Турандот" в специальной номинации "Недосягаемый" - "От Тиля до Фальстафа - 45 лет ленкомовских побед" (2018), Международная премия Станиславского в номинации "Достояние российского театра" (2018).

Умер 28 сентября 2019. Похоронен на Новодевичьем кладбище столицы. С 21 ноября 2019 года Ленком носит имя Марка Захарова.

МАРК БОРИСОВИЧ ВАРШАВЕР

-4

В настоящее время директором театра является Варшавер Марк Борисович.

Марк Борисович окончил театральное училище в Нижнем Новгороде по специальности "Актёр" и музыкальное училище по классу фортепиано в 1969 году, после чего работал в ряде российских театров.

В 1979 году, почувствовав острый интерес к организаторской работе, оставляет актерскую профессию и приходит в театр им. Ленинского Комсомола на административную работу. Параллельно с работой в этой должности, закончил в 1986 году РАТИ (ГИТИС), факультет экономики и организации театрального дела по специальности "Экономист-театровед". В том же году был назначен директором-распорядителем. Ему удалось очень быстро пройти путь от главного театрального администратора Ленкома до многоопытного директора театра.

Этот путь становления совпал по времени с бурным водоворотом перестроечных преобразований, когда опрокидывались старые догмы и наработанные схемы руководства. Но М.Б. Варшаверу удалось быстро овладеть непредсказуемой ситуацией в театральной сфере, смело разработать основы новых организационных принципов театрального эксперимента. Ему удалось и другое: реформировать целый ряд чисто творческих и экономических механизмов Московского Ленкома, что позволило его коллективу стабильно работать и уверенно смотреть в завтрашний день.

И еще, может быть самое главное, М.Б. Варшаверу удалось завоевать высочайший авторитет в коллективе театра, заложить основы прочной социальной защиты для тех, кто посвятил себя этому рискованному занятию - театр. Лауреат Первой театральной премии России "Хрустальная Турандот" (2016) за долголетнее служение театру, безупречную организацию театрального процесса. Почти сорок лет М.Б. Варшавер - у руля одного из самых популярных и успешных театров России.

ДЕВЯТЬ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ЛЕНКОМА

-5

🎭📖

Представляем вашему вниманию электронную версию книги «Девять десятилетий» о нашем театре. В ней собрана вся история «Ленкома» - с 1927 года до наших дней: хроника, программки, многочисленные фотографии - спектаклей, любимых артистов и режиссеров, эскизы костюмов и декораций. Работа длилась два года.

Издание вышло ограниченным тиражом. И теперь у вас есть возможность познакомиться с книгой в электронном формате.

Книгу «Девять десятилетий» создавали: Сергей Николаев (автор), Игорь Яковлев (художник), Александр Стернин (фотограф), Андрей и Светлана Коробко (верстка макета и подготовка электронной версии).

Ссылка на книгу:

https://lenkom.ru/upload/custom/LENKOM-90_Preview_razvorot-lite.pdf