Найти в Дзене
История и искусство / Artifex

Борис Виан "Пена дней": постмодернистский роман

Роман "Пена дней" Бориса Виана - настоящий постмодернистский коктейль.

Борис Виан
Борис Виан

Борис Виан (1920 - 1959 ) родился в городке Виль-д'Авре, недалеко от Парижа, его мать (Ивонна Равене) назвала его в честь Бориса Годунова. Она была музыкантом, да сам Виан был неразлучен с музыкой. Он играл на трубе в джазовом оркестре и выпустил три альбома: "Допустимые и недопустимые", "Дезертир" и "Пацифист".

Борис Виан играет на трубе
Борис Виан играет на трубе

К сожалению, у него были проблемы с сердцем, поэтому он не смог полностью реализоваться как музыкант. Из-за своей болезни он желал успеть сделать как можно больше: написал десятки романов под разными псевдонимами, пьес, рассказов, сборники стихов, статей и киносценариев. Он получил два образования, работал инженером.

Писать прозу стал после двадцати лет, и первый его полноценное произведение "Сколопендр и планктон".

Обложка романа “Сколопендр и планктон”
Обложка романа “Сколопендр и планктон”

А потом в 1946 году написал роман "Пена дней", который сформировал его авторский тон и принес автору известность.

Многие задаются вопросом, а что означает название романа? "Пена дней" - что это? На самом деле здесь нет никакой загадки или скрытого смысла. Просто название "Пена дней" красиво звучит на французском языке L'ecume des jours.

-4

Роман посвящен первой жене Мишель, их брак кончился плохо. Она ушла от него к Жан Полю Сартру, к автору экзистенциального романа "Тошнота".

Борис Виан и Мишель Леглиз
Борис Виан и Мишель Леглиз

Несмотря на это, Борис Виан любил Мишель нежно и трепетно, поэтому он перенес историю несчастной любви в свое произведение. Хотя в книге и есть сатира на Сартра: образ знаменитости на вершине славы в окружении сумасшедших поклонников, которые буквально помешались на его произведениях. Но это не значит, что Виан питает ненависть к Сартру, нет. Просто показал темную сторону фанатизма.

Иллюстрация, Жан Поль Сартр
Иллюстрация, Жан Поль Сартр

Книгу "Пена дней" можно разделить на две части:

Первая - идиллия, любовь, молодость, вечеринки и, конечно же джаз. Все вокруг похоже на сказку.

Главный герой по имени Колен живет в прекрасном доме, он часть золотой молодежи. У него дома живут мышки, с которыми Колен разговаривает, в каждой комнате есть свое солнце, которое постоянно освещает ее. Он любит музыку и слушает пластинки. Он мечтает о любви, ему не важен человек, нет. Главное само чувство любви! На вечеринке Колен встречает Хлою и влюбляется. А дальше свидание и свадьба.

Кадр из фильма  Мишель Гондри “Пена дней”
Кадр из фильма Мишель Гондри “Пена дней”

Пара существует в своем собственном мире, они в прямом смысле избегают контакта с реальностью, например, на первом свидании они летали по городу на облаке: "И облако окутало их. Внутри него было тепло и пахло корицей с сахаром".

Кадр из фильма  Мишель Гондри “Пена дней”
Кадр из фильма Мишель Гондри “Пена дней”

А как-то раз они ехали в машине:

— Ненавижу этот тусклый снег, эту мглу… — сказала Хлоя.

— Хочешь, я подниму цветные стёкла? — предложил Колен.

— Ага… Пусть будет попестрей…

Колен нажал на зелёные, синие, жёлтые и красные кнопки, и разноцветные фильтры заменили автомобильные стёкла”.

Герои ведут беззаботную жизнь и критикуют тех, кто вынужден работать: "Они работают, чтобы жить, вместо того чтобы работать над созданием машин, которые дали бы им возможность жить, не работая".

А вторая - трагическая, в ней показана бедность, болезнь, а затем смерть главной героини, вообщем столкновение с реальностью, причем в прямом смысле.

Кадр из фильма  Мишель Гондри “Пена дней”
Кадр из фильма Мишель Гондри “Пена дней”

Когда любимая заболела, Колен продал почти все, что у него было, чтобы вылечить Хлою, но этого было мало и он пошел искать работу, которую сам когда-то презирал. Но, к сожалению, Хлоя умерла, и у героя даже не было денег, чтобы ее достойно похоронить.

Весь его идеальный маленький мир рухнул: прекрасный дом стал разрушаться, персональное солнце погасло, мыши перестали разговаривать, а вместо веселого джаза наступила гробовая тишина. Вот так и закончилась эта сказка. Но герой старается преодолеть горе, познает реальность и тем самым взрослеет.

Роман "Пена дней" - постмодернистское произведение, в нем смешалось все. Например, в первой главе описывается туалет Колена - такое описание можно увидеть буквально в каждом викторианском романе. А затем описание того, как Колен давит черную точку на лице - сочетание высокого и низкого в одном абзаце.

На вечеринке Колен думает, как он встретит девушку, пригласит ее - поток сознания Марселя Пруста. Сам танец Колена и Хлои - сентиментализм, как у Гете.

Кадр из фильма  Мишель Гондри “Пена дней
Кадр из фильма Мишель Гондри “Пена дней

А пианоктейль - изобретение самого Колена, это кивок в сторону фантастики.

Огромное количество отсылок, цитат, пародий, но несмотря на все это Виан соблюдает свою собственную интонацию.

Роман возымел огромный успех, а потом Борис Виан написал пять романов под псевдонимом Вернон Салливан. Эти романы окрестили "черными" из-за обилия насилия. Это разрушило карьеру писателя, а затем и погубило его самого.

В 1959 году на экранизации черного романа "Я приду плюнуть на ваши могилы" он увидел свое имя в титрах, схватился за сердце и потерял сознание, говорят он умер, не приходя в себя.

Автор: Карякина Людмила