Роман "Пена дней" Бориса Виана - настоящий постмодернистский коктейль.
Борис Виан (1920 - 1959 ) родился в городке Виль-д'Авре, недалеко от Парижа, его мать (Ивонна Равене) назвала его в честь Бориса Годунова. Она была музыкантом, да сам Виан был неразлучен с музыкой. Он играл на трубе в джазовом оркестре и выпустил три альбома: "Допустимые и недопустимые", "Дезертир" и "Пацифист".
К сожалению, у него были проблемы с сердцем, поэтому он не смог полностью реализоваться как музыкант. Из-за своей болезни он желал успеть сделать как можно больше: написал десятки романов под разными псевдонимами, пьес, рассказов, сборники стихов, статей и киносценариев. Он получил два образования, работал инженером.
Писать прозу стал после двадцати лет, и первый его полноценное произведение "Сколопендр и планктон".
А потом в 1946 году написал роман "Пена дней", который сформировал его авторский тон и принес автору известность.
Многие задаются вопросом, а что означает название романа? "Пена дней" - что это? На самом деле здесь нет никакой загадки или скрытого смысла. Просто название "Пена дней" красиво звучит на французском языке L'ecume des jours.
Роман посвящен первой жене Мишель, их брак кончился плохо. Она ушла от него к Жан Полю Сартру, к автору экзистенциального романа "Тошнота".
Несмотря на это, Борис Виан любил Мишель нежно и трепетно, поэтому он перенес историю несчастной любви в свое произведение. Хотя в книге и есть сатира на Сартра: образ знаменитости на вершине славы в окружении сумасшедших поклонников, которые буквально помешались на его произведениях. Но это не значит, что Виан питает ненависть к Сартру, нет. Просто показал темную сторону фанатизма.
Книгу "Пена дней" можно разделить на две части:
Первая - идиллия, любовь, молодость, вечеринки и, конечно же джаз. Все вокруг похоже на сказку.
Главный герой по имени Колен живет в прекрасном доме, он часть золотой молодежи. У него дома живут мышки, с которыми Колен разговаривает, в каждой комнате есть свое солнце, которое постоянно освещает ее. Он любит музыку и слушает пластинки. Он мечтает о любви, ему не важен человек, нет. Главное само чувство любви! На вечеринке Колен встречает Хлою и влюбляется. А дальше свидание и свадьба.
Пара существует в своем собственном мире, они в прямом смысле избегают контакта с реальностью, например, на первом свидании они летали по городу на облаке: "И облако окутало их. Внутри него было тепло и пахло корицей с сахаром".
А как-то раз они ехали в машине:
— Ненавижу этот тусклый снег, эту мглу… — сказала Хлоя.
— Хочешь, я подниму цветные стёкла? — предложил Колен.
— Ага… Пусть будет попестрей…
Колен нажал на зелёные, синие, жёлтые и красные кнопки, и разноцветные фильтры заменили автомобильные стёкла”.
Герои ведут беззаботную жизнь и критикуют тех, кто вынужден работать: "Они работают, чтобы жить, вместо того чтобы работать над созданием машин, которые дали бы им возможность жить, не работая".
А вторая - трагическая, в ней показана бедность, болезнь, а затем смерть главной героини, вообщем столкновение с реальностью, причем в прямом смысле.
Когда любимая заболела, Колен продал почти все, что у него было, чтобы вылечить Хлою, но этого было мало и он пошел искать работу, которую сам когда-то презирал. Но, к сожалению, Хлоя умерла, и у героя даже не было денег, чтобы ее достойно похоронить.
Весь его идеальный маленький мир рухнул: прекрасный дом стал разрушаться, персональное солнце погасло, мыши перестали разговаривать, а вместо веселого джаза наступила гробовая тишина. Вот так и закончилась эта сказка. Но герой старается преодолеть горе, познает реальность и тем самым взрослеет.
Роман "Пена дней" - постмодернистское произведение, в нем смешалось все. Например, в первой главе описывается туалет Колена - такое описание можно увидеть буквально в каждом викторианском романе. А затем описание того, как Колен давит черную точку на лице - сочетание высокого и низкого в одном абзаце.
На вечеринке Колен думает, как он встретит девушку, пригласит ее - поток сознания Марселя Пруста. Сам танец Колена и Хлои - сентиментализм, как у Гете.
А пианоктейль - изобретение самого Колена, это кивок в сторону фантастики.
Огромное количество отсылок, цитат, пародий, но несмотря на все это Виан соблюдает свою собственную интонацию.
Роман возымел огромный успех, а потом Борис Виан написал пять романов под псевдонимом Вернон Салливан. Эти романы окрестили "черными" из-за обилия насилия. Это разрушило карьеру писателя, а затем и погубило его самого.
В 1959 году на экранизации черного романа "Я приду плюнуть на ваши могилы" он увидел свое имя в титрах, схватился за сердце и потерял сознание, говорят он умер, не приходя в себя.
Автор: Карякина Людмила