Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

США очень боятся эскалации войны, что еще раз доказывает неудачная сделка с МиГ-29

Польша предложила Украине поставлять МиГ-29 в обмен на F-16 американского производства, но Вашингтон заявил, что сделка «несостоятельна». Война на Украине стала в какой-то степени опосредованным конфликтом между НАТО и Россией. Американский президент Джо Байден, поддержанный другими лидерами НАТО, еще до начала конфликта дал понять, что США и НАТО не будут вмешиваться в конфликт в военном отношении. Вместо этого Байден стремился сдержать Россию угрозой жестких экономических санкций.

Но по мере того, как военные действия на Украине продолжаются, НАТО все глубже втягивается в конфликт, предоставляя военную технику, которая позволяет Украине организовывать оборону и наносить урон российским войскам. Оружие, предоставленное странами НАТО, включает автоматы, пистолеты, боеприпасы и снайперские винтовки. НАТО также предоставляет украинским силам защитное снаряжение. Важнейшими элементами потока вооружений в Украину являются бронебойные зенитно-ракетные комплексы FGM-148 Javelin и Stinger (теперь их дополняют британские ЗРК Starstreak). Оборудование хранится на польской границе и затем транспортируется на Украину. Все остальные маршруты считаются нежизнеспособными.

Пока нет никаких свидетельств решительных усилий России по перерезанию путей снабжения военной техникой Украины. Причины неясны, но это может быть связано с тем, что Россия пытается достичь каких-то тактических целей, или с тем, что Россия не решается участвовать в военных действиях, в которых могут быть непосредственно задействованы силы НАТО. Дебаты о «бесполетной зоне» показали пределы западной военной поддержки Украины. Для обеспечения соблюдения такой зоны силы НАТО должны будут вступить в бой с российскими истребителями и силами ПВО как внутри, так и за пределами Украины. Это был бы шаг к эскалации, которая нарушила бы границы конфликта, как их определила НАТО на данный момент.

Смелым предложением Польши было предоставить Украине 29 истребителей МиГ-29. Украинские пилоты могли бы управлять такими самолетами, учитывая их подготовку на самолетах российского производства. Польша обратилась к США с предложением перебросить МиГ-29 на американскую авиабазу Рамштайн в Германии для подготовки к боевым действиям на территории Украины, но США сорвали сделку.

Как могла бы работать сделка? Первый вопрос, очевидно, касается логистики такой передачи. Например, истребители могли бы быть подготовлены в Рамштайне (включая перекраску в украинские цвета) и отправлены в страну, не входящую ни в НАТО, ни в ЕС, например, в Косово, где украинские пилоты отправили бы их в Украину. Польша заявила, что хотела бы получить в качестве компенсации F-16 американского производства. США назвали эту сделку «несостоятельной».

Даже если бы такая операция была возможна, ей все равно мешали бы трудности с предоставлением базы. Российские силы систематически наносят удары по украинским аэродромам. В частности, на 11-й день войны был разрушен Винницкий аэропорт, который был объектом двойного назначения для военной и гражданской авиации. Украинская военная авиабаза Староконстантиновка на западе Украины также была уничтожена высокоточным оружием большой дальности. Поскольку украинские аэропорты систематически подвергаются нападениям, украинская авиация с трудом справляется со своими задачами, хотя украинские самолеты все еще летают, а беспилотные летательные аппараты (дроны) наносят удары по российским формированиям.

Но найти базу для дополнительных самолетов проблема, а это значит, что их, возможно, придется базировать и обслуживать за пределами Украины. Военная полезность поставок МиГ-29 также подверглась сомнению. Российские ВВС имеют самолеты более современные, чем польские МиГи. Удары по винницкому аэродрому наносили стратегические бомбардировщики Ту-95 и Ту-160, способные нести ядерное оружие, пуская ракеты Х-101 с дальностью 5500 километров, находясь над Черным морем. Это демонстрирует, что Россия может атаковать Украину с воздуха, даже не входя в воздушное пространство Украины.

Таким образом, преимущества развертывания относительно небольшого количества МиГ-29 будут крайне ограничены. Самое мощное оружие, которое Украина может использовать против российской авиации, - это наземные системы ПВО, а не боевые самолеты.

Риск эскалации. Американцы опасаются, что даже если на МиГ-29 будут летать украинские пилоты, предоставление таких самолетов будет считаться неприемлемой эскалацией со стороны НАТО, которая может ускорить расширение конфликта. Поэтому сделка обречена на провал. Но логику этого аргумента можно оспорить, поскольку пределы эскалации весьма произвольны. Дело в том, что НАТО уже очень глубоко вовлечено в конфликт. Персонал НАТО косвенно участвует в предоставлении значительного количества вренного оборудования, а также в разведке и рекогносцировке. США также предоставили девять патрульных катеров типа «Айленд» и пять транспортных вертолетов Ми-17, так что границы «допустимого» расширяются ежедневно.

Нет никаких сомнений в том, что оказание военной поддержки Украине стало важным вкладом в то, что она позволила Украине замедлить продвижение российских войск и подорвать российскую стратегию. Но неясно, достаточно ли этого, чтобы предотвратить оккупацию Россией украинских городов и свержение украинского правительства, хотя похоже, что это займет гораздо больше времени, чем планировалось изначально.

Как только России удастся отрезать все пути доступа в Украину, пополнение запасов украинских сил станет невозможным. Таким образом, вопрос о том, принимать ли все более откровенную агрессию России или увеличить помощь НАТО и Запада Украине, рискуя эскалацией, становится с каждым днем ​​все более актуальным.

КРИСТОФФ БЛАТ, профессор международных отношений Брэдфордского университета. Статья переиздана из The Conversation