Ничего не предвещало, но … Весна кроме обычных гололёда и праздничных перетасовок занятий принесла мне радостную новость. Нет, не так. НОВОСТЬ. С одной из моих учениц мы начали готовиться к ЕГЭ. Да, вот только сейчас. Да, у меня тоже такого еще не было.
То есть, ученики, которым в начале 11 класса понадобилось ВДРУГ, а в 9 классе они сдавали что-то ни разу не иностранное – это нормально. У меня только так и происходило до сих пор. Это уже норма вообще. Но этой весной у многих всё пошло не по плану .. Поэтому вот.
Стараемся.
Самая подлость заключается в том, что у меня последние три года подряд были сдающие ЕГЭ. Тематики эссе были выучены наизусть, идей за и против по 20 штук на каждое утверждение, выбирайте по вкусу. И даже тема про влияние экотуризма на быт местных жителей уже не вызывала желание убиться.
А в этом году 11 класса не было. Зато замены в стандартных формах заданий по 11 классу – очень даже. Каких не было три года до этого. И, хотя о заменах писали на всех ресурсах, я сильно не вчитывалась. Почему ? Во-первых, пока не появился утверждённый ФИПИ образец и норматив, сочинять можно что угодно, но это не совсем то .. Не сложно описать графики, не катастрофа дать рекомендации по решению выдуманной выявленной проблемы. Катастрофа – это то, что можно сделать всё идеально точно и даже проценты верно сравнить, но вот здесь циферки только две штуки, а надо-то было четыре. А почему вы всё словами, ну и что, что a small fraction звучит круто, обязательно надо циферками и значок процента сбоку, а вы разве не знали ? Ну это же очевидные вещи, вы разве не знали ? И, конечно, не забываем про сакраментальный дуэт firstly – secondly …
А во-вторых, просто появились другие дела, более актуальные. Я же несознательный репетитор, открыла пару статей про новый формат, закрыла и больше не вспоминала. Вместо этого взялась с удвоенной энергией за девятиклассника – там не ЕГЭ, пока ОГЭ, но это ж тоже серьезно, для ученика-то. Писала лексические карточки и задания на перефразирование для ребят помладше. Учились писать сочинения, занимались, как бы помягче сказать, стилистикой. Короче, ерундой всякой целый год прозанимались.
А сейчас норматив на ФИПИ уже есть, примеры новых заданий есть – всё для людей. Сами задания, правда .. как бы опять сказать помягче, удивительны. По принципу – несложно выполнить, но понять бы сначала, а что получиться-то должно ? Мы сравниваем сельскую жизнь с городской, или дачный отдых с фермерскими буднями ? Сравнить можно и то, и то. Но вдруг не угадаем, чего от нас хотел составитель задания ?
Конечно, в большинстве заданий всё решаемо и доказуемо, если вооружиться методичкой и заглянуть под каждую букву. Короче, если читать внимательно. Но есть и такие, которые оставляют простор для воображения .. Вот как так.
Мне, в целом, показалось, что новые практические задания сделали экзамен более шаблонным, увы. Это я про письменную работу (эссе) и 4 задание устной части. Именно то, за что ЕГЭ ругают те, кто не сдавали сами – к тому и приблизились. Раньше шаблоны шли, фактически, только на вводные и переходные клише. И можно было спокойно доказывать, что практические задания английского ЕГЭ – это свобода и творчество. Теперь, IMHO, клише отхватили большой кусок от самой работы. А возможностей (и объема задания) для самого языка осталось, соответственно, меньше.
В эссе старого формата нужно было хоть как ухитриться самому с собой поспорить и переспорить, при этом не потерять мысль. И всё это на английском. Желательно без излишних повторов, что сразу плюс – вспоминаем лексику, синонимы и грамматические конструкции. Это вообще одна из основных сложностей была – не потерять вот эту мысль, которая объединяла работу в нечто связное. В работе нового формата практически НЕТ связи между абзацами. В первом абзаце мы пишем по шаблону, чтобы ничего не потерять нужного, во втором – переписываем цифры из таблицы с использованием клише. В третьем, как ни странно, тоже. В четвертом вдруг говорим о проблеме. О какой проблеме ? А тут даже методичка не определилась, о какой проблеме можно говорить, а о какой лучше не начинать. В концовке надо вдруг сказать что угодно в широком смысле, но, главное, начать со слов in my opinion. Потому что это эксплицитно. А если не написать in my opinion или, на худой конец, I think – всё, это не эксплицитно. А должно быть эксплицитно.
Мне буквально грустно от вступления по новой схеме. Там настолько четко прописано, ЧТО нужно сказать, что даже при большом желании сложно что-то от себя добавить. Раньше вступления менялись в зависимости от тематики. Сходу выдумывались. Потому что плохая идея писать по одному шаблону про «Литературу – самый важный школьный предмет» и «Влияние экотуризма на быт местных жителей». Школьники упирались, взять стакан шаблон и налить в него воды всегда приятнее, особенно, когда шаблон всего один. Это не я такая злая, это школьников своих цитирую. Я сопротивлялась. Однако было весело.
Сейчас развлечение закончилось. Мы пишем проект, надо сказать, что мы пишем проект. Нашли данные. Нашли данные и используем их в проекте. Да, можно сделать это красиво. В интернете уже почти год полно этого красиво. Но мотивации сотворить нечто своё не осталось.
С 4 заданием устной части примерно то же самое. Поздороваться, объясниться, дважды доказать другу, что картинки нам пригодятся. Какой-то друг непонятливый. Если доказывать естественным языком и выговориться как в жизни – не хватает времени. Потому что еще и абзац про преимущества и недостатки, и про себя не забыть. И здравствуйте и до свидания тоже время отнимают. Если сокращать до универсальных фраз, чтобы вроде и требование соблюсти, и во время уложиться – остаемся с теми же клише. Да, мне самой хочется, чтобы язык был гибкий, фразы живые, а вариантов высказываний как можно больше. Но я и понимаю, что школьники хотят идти по безопасному пути.
Кто в этом году столкнулся с новым форматом, расскажите, пожалуйста, как впечатления ? Какие творческие находки ? Какие задания сложными показались ?