Найти тему
Bumble Bee English.

Эти новые продвинутые задания в ЕГЭ 2022 по английскому: как вам нововведение

Ничего не предвещало, но … Весна кроме обычных гололёда и праздничных перетасовок занятий принесла мне радостную новость. Нет, не так. НОВОСТЬ. С одной из моих учениц мы начали готовиться к ЕГЭ. Да, вот только сейчас. Да, у меня тоже такого еще не было.

То есть, ученики, которым в начале 11 класса понадобилось ВДРУГ, а в 9 классе они сдавали что-то ни разу не иностранное – это нормально. У меня только так и происходило до сих пор. Это уже норма вообще. Но этой весной у многих всё пошло не по плану .. Поэтому вот.

Стараемся.

Самая подлость заключается в том, что у меня последние три года подряд были сдающие ЕГЭ. Тематики эссе были выучены наизусть, идей за и против по 20 штук на каждое утверждение, выбирайте по вкусу. И даже тема про влияние экотуризма на быт местных жителей уже не вызывала желание убиться.

А в этом году 11 класса не было. Зато замены в стандартных формах заданий по 11 классу – очень даже. Каких не было три года до этого. И, хотя о заменах писали на всех ресурсах, я сильно не вчитывалась. Почему ? Во-первых, пока не появился утверждённый ФИПИ образец и норматив, сочинять можно что угодно, но это не совсем то .. Не сложно описать графики, не катастрофа дать рекомендации по решению выдуманной выявленной проблемы. Катастрофа – это то, что можно сделать всё идеально точно и даже проценты верно сравнить, но вот здесь циферки только две штуки, а надо-то было четыре. А почему вы всё словами, ну и что, что a small fraction звучит круто, обязательно надо циферками и значок процента сбоку, а вы разве не знали ? Ну это же очевидные вещи, вы разве не знали ? И, конечно, не забываем про сакраментальный дуэт firstlysecondly

А во-вторых, просто появились другие дела, более актуальные. Я же несознательный репетитор, открыла пару статей про новый формат, закрыла и больше не вспоминала. Вместо этого взялась с удвоенной энергией за девятиклассника – там не ЕГЭ, пока ОГЭ, но это ж тоже серьезно, для ученика-то. Писала лексические карточки и задания на перефразирование для ребят помладше. Учились писать сочинения, занимались, как бы помягче сказать, стилистикой. Короче, ерундой всякой целый год прозанимались.

А сейчас норматив на ФИПИ уже есть, примеры новых заданий есть всё для людей. Сами задания, правда .. как бы опять сказать помягче, удивительны. По принципу несложно выполнить, но понять бы сначала, а что получиться-то должно ? Мы сравниваем сельскую жизнь с городской, или дачный отдых с фермерскими буднями ? Сравнить можно и то, и то. Но вдруг не угадаем, чего от нас хотел составитель задания ?

Конечно, в большинстве заданий всё решаемо и доказуемо, если вооружиться методичкой и заглянуть под каждую букву. Короче, если читать внимательно. Но есть и такие, которые оставляют простор для воображения .. Вот как так.

Мне, в целом, показалось, что новые практические задания сделали экзамен более шаблонным, увы. Это я про письменную работу (эссе) и 4 задание устной части. Именно то, за что ЕГЭ ругают те, кто не сдавали сами к тому и приблизились. Раньше шаблоны шли, фактически, только на вводные и переходные клише. И можно было спокойно доказывать, что практические задания английского ЕГЭ это свобода и творчество. Теперь, IMHO, клише отхватили большой кусок от самой работы. А возможностей (и объема задания) для самого языка осталось, соответственно, меньше.

В эссе старого формата нужно было хоть как ухитриться самому с собой поспорить и переспорить, при этом не потерять мысль. И всё это на английском. Желательно без излишних повторов, что сразу плюс – вспоминаем лексику, синонимы и грамматические конструкции. Это вообще одна из основных сложностей была – не потерять вот эту мысль, которая объединяла работу в нечто связное. В работе нового формата практически НЕТ связи между абзацами. В первом абзаце мы пишем по шаблону, чтобы ничего не потерять нужного, во втором – переписываем цифры из таблицы с использованием клише. В третьем, как ни странно, тоже. В четвертом вдруг говорим о проблеме. О какой проблеме ? А тут даже методичка не определилась, о какой проблеме можно говорить, а о какой лучше не начинать. В концовке надо вдруг сказать что угодно в широком смысле, но, главное, начать со слов in my opinion. Потому что это эксплицитно. А если не написать in my opinion или, на худой конец, I think – всё, это не эксплицитно. А должно быть эксплицитно.

Мне буквально грустно от вступления по новой схеме. Там настолько четко прописано, ЧТО нужно сказать, что даже при большом желании сложно что-то от себя добавить. Раньше вступления менялись в зависимости от тематики. Сходу выдумывались. Потому что плохая идея писать по одному шаблону про «Литературу – самый важный школьный предмет» и «Влияние экотуризма на быт местных жителей». Школьники упирались, взять стакан шаблон и налить в него воды всегда приятнее, особенно, когда шаблон всего один. Это не я такая злая, это школьников своих цитирую. Я сопротивлялась. Однако было весело.

Сейчас развлечение закончилось. Мы пишем проект, надо сказать, что мы пишем проект. Нашли данные. Нашли данные и используем их в проекте. Да, можно сделать это красиво. В интернете уже почти год полно этого красиво. Но мотивации сотворить нечто своё не осталось.

С 4 заданием устной части примерно то же самое. Поздороваться, объясниться, дважды доказать другу, что картинки нам пригодятся. Какой-то друг непонятливый. Если доказывать естественным языком и выговориться как в жизни – не хватает времени. Потому что еще и абзац про преимущества и недостатки, и про себя не забыть. И здравствуйте и до свидания тоже время отнимают. Если сокращать до универсальных фраз, чтобы вроде и требование соблюсти, и во время уложиться – остаемся с теми же клише. Да, мне самой хочется, чтобы язык был гибкий, фразы живые, а вариантов высказываний как можно больше. Но я и понимаю, что школьники хотят идти по безопасному пути.

Кто в этом году столкнулся с новым форматом, расскажите, пожалуйста, как впечатления ? Какие творческие находки ? Какие задания сложными показались ?