Барэв, дорогой читатель-джан. И сегодня мы расскажем о таком интересном моменте, как армянское (точнее ереванское) метро. Ибо о существовании армянского радио знают все. А вот о существовании армянского метро - далеко не все.
Итак, метро славного Еревана. Давайте же узнаем, как и когда и когда оно появилось.
Почему в Ереване долго не хотели строить метро и как того добились армяне
Интересно, что достаточно долго речь о строительство метрополитена для столицы Армянской ССР даже и не шла. Считалось, что в Ереване маловато населения (около 700 тысяч на 1970-й год). Следовательно, метро городу вовсе и не нужно.
Более того, изначально вообще планировалось ограничиться строительством в Ереване особого метротрамвая неглубокого залегания.
Однако армяне просили все же настоящего полноценного метро для своей столицы. Тем более, что город быстро рос. И без надежной подземной связи с новыми районами, рано или поздно застрял бы в ужасных пробках.
И, как гласит городская легенда, армяне добились метро от Брежнева чистой хитростью.
Якобы близкий друг Леонида Ильича, руководитель советской Армении Антон Кочинян поведал генсеку, что, мол армяне, настолько любят своих родителей и друзей, что обязаны по традиции всех их каждый день посещать лично.
Попутно Кочинян указал, что в Армянскую ССР из-за границы постоянно возвращается множество иностранных армян. И Ереван уже к 2000-му году достигнет двухмиллионного населения, как минимум!
А значит пассажиропоток в Ереване большой, без метро тут никак! И Брежнев, посочувствовав дружным ереванцам, дал свое добро...
Впрочем, даже с 700 тысячами жителей Еревану метро нужно было - рельеф в городе предельно гористый, наземный транспорт не справлялся с перевозкой пассажиров из центра на рабочие окраины.
Когда в Ереване открыли метро
Строительство метро в Ереване началось в 1972-м году. Уже после открытия метро в двух других закавказских столицах - Баку (1967-й год) и Тбилиси (1966 г.).
Любопытно, что решение о строительстве ереванского метро началось, когда уже были проложены первые четыре километра того самого метротрама. Однако было решено теперь строить именно метро. С соответствующим изменением всего плана.
Строительство ереванского метро завершилось спустя 10 лет - в марте 1982-го. Первыми открыты были первые две станции ереванского метро в 1982-м году. То были станции Площадь Республики Барекамутюн (Дружба).
Открыли первые станции метро, кстати 8 марта 1982-го года. Эдакий презент ереванским дамам получился на всемирный женский день.
Кстати, ереванское метро стало последним открытым в СССР. Планировали еще в Риге потом - не успели.
Ереванское место сегодня
Ереванское метро продолжает работать и поныне. Оно относительно небольшое - всего десять станций, кольцевой не имеется. Всего одна ветка в 10 км примерно.
Станции нередко носят имена армянских народных героев - например, полководцев Гарегина Нжде, Зоравара Андраника, маршала Ивана Баграмяна, борца за свободу Давида Сасунского.
Интересно, что пассажиропоток в миллионом Ереване относительно невелик - 60-80 тысяч пассажиров ежесуточно. Потому здесь ездят небольшие двухвагонные (реже трехвагонные) составы. Часто с национальными армянскими флагами на окошках!
Ереванское метро еще и относительно дешево - поездка на нем обойдется в сумму не более 100 армянских драмов (22 рубля). То есть, это одно из самых дешевых метро на планете. Зато тут установлены очень быстрые эскалаторы - будьте шустрее и осмотрительнее с ними.
Еще одна особенность ереванского метро - его обозначение. Здесь используется армянская буква «Մ» (м), напоминающая латинскую M. От армянского Մետրոպոլիտեն - метрополитен. Отчего незнакомые с армянским алфавитом российские гости Еревана часами могут искать входа в городскую подземку, нигде не видя привычной M.
А вот европейцы (немцы и англичане) вход в ереванское метро быстро находят. Ибо у них на родине метро обозначается буквой U (U-bahn или Underground).
Еще одна особенность - все надписи в ереванском метро обычно исполняются только на армянском языке. Что доставляет некоторые неудобства иностранцам.
Ереванское метро, кстати, далеко не все подземное. Есть и выходы состава наверх.
А еще ереванское метро - интересное место для разного рода постоянных флеш-мобов. Например, тут можно увидеть внезапно начавшую танец балерину.
Излишне говорить, как все жители Еревана чрезвычайно гордятся своим чудесным метрополитеном!