К началу 1822 года Пушкин уже знал, что 32-летний подполковник Охотского полка И. П. Липранди скоро отправится в Петербург. Проводя новогодние праздники в семье командира 16-й пехотной дивизии генерал-майора М. Ф. Орлова, поэт писал 2 января князю П. А. Вяземскому в Москву: «Липранди берется доставить тебе мою прозу – ты, думаю, видел его в Варшаве. Он мне добрый приятель и (верная порука за честь и ум) не любим нашим правительством и, в свою очередь, не любит его… Кавказский мой пленник кончен – хочу напечатать, да лени много, а денег мало – и меркантильный успех моей прелестницы Людмилы отбивает у меня охоту к изданиям…»
4 февраля Липранди выехал в Петербург. Князь П. И. Долгоруков записал в дневнике: «…погода холодная и морозная; однакож снегу нет…» Накануне отъезда Липранди Пушкин передал ему «довольно большой пакет, включающий в себя несколько писем, чтобы передать оный неиначе, как лично, брату его Л. С., а если, по какому-либо случаю его на это время не будет в Петербурге, то его сестре (так пакет был и надписан) и просил, что в случае отец будет расспрашивать о его житье-бытье, то дал бы понять, что он часто нуждается в средствах. Словом, Пушкин был очень недоволен, что ему недостаточно высылают денег. А так как из Кишинева я должен был заехать прежде в Херсон, и по всему вероятно продолжить путь чрез Москву, то дал мне еще два письма в этот последний город, на имя князя Вяземского и Чаадаева, однакож прося передать лично».
Между тем, еще 5 января командующий 2-й армией граф П. Х. Витгенштейн, прочитав доклад из Тирасполя командира 6-го корпуса И. В. Сабанеева, писал начальнику своего штаба в Тульчине генерал-майору П. Д. Киселеву, что «Орлов дивизией командовать не должен» и выразил надежду, что к своему приезду в Одессу Киселев уже будет иметь «достаточно доводов к уличению Раевского и прочих».
20 января Сабанеев в письме к Киселеву упомянул уже и Пушкина. «В Кишиневской шайке, кроме известных вам лиц, никого нет, но какую цель имеет сия шайка, еще не знаю. Пушкин, щенок, всем известный, во всем городе прославляет меня карбонарием и выставляет виною всех неудобств. Конечно, не без намерения, и я полагаю органом той же шайки…»
6 января в Кишиневе майор В. Ф. Раевский был арестован. Но, предупрежденный Пушкиным, он успел сжечь все бумаги.
Тем временем, Липранди все еще оставался на юге. По просьбе М. Ф. Орлова, он приехал из Херсона в Киев. И в Петербург прибыл только «через месяц». 4 марта остановился в гостинице Демута. Петербург он знал хорошо – после заграничных походов служил тут в гвардии. В конце 1819 года на дуэли был убит его противник. И Липранди 7 мая 1820 года оказался в Бессарабии под командованием корпусного генерал-лейтенанта И. В. Сабанеева (приказ от 1 января 1820 года). Только с 25 августа 1821 года он начал служить в Кишиневе, в Якутском полку, входившим в дивизию М. Ф. Орлова, который, по сути, сделал его своим штаб-офицером.
Уже на следующий день пребывания в Петербурге Липранди на Дворцовой площади – в Главном штабе. В апреле 1815-июле 1824 годов генерал-квартирмейстером Главного штаба Е. И. В. был 45-летний уроженец Рижской губернии, генерал-лейтенант Карл Федорович Толь (1777-1842). Его хорошо знал Липранди по Отечественной войне 1812 года и заграничным походам. Под начальством Толя была и разведка. Но суть пребывания в Генштабе Липранди не раскрывает. Сообщает, однако, так: «исполнив обязанности службы, я прямо отправился к Сергею Львовичу, жившему на правой стороне Фонтанки между Измайловским и Калинкиным мостами, в одноэтажном каменном, с балконом, доме, кажется, одним семейством Пушкина занимавшемся».
Хозяев дома не было. «Встретил меня лакей». Узнав, что подполковник привез из Кишинева письма от Александра Сергеевича, лакей позвал «какую-то старушку». Это была, пока еще мало кому знакомая, няня поэта – 64-летняя Арина Родионовна Яковлева, на дочери которой был женат Никита Козлов – кишиневский дядька Пушкина. Она-то и сообщила, что Александр Сергеевич уже предупредил всех о приезде подполковника Липранди с письмами. Оставлять пакет Липранди отказался. Сообщил только, что будет завтра или на другой день. Но уйти не смог – «все люди» уже окружили его и «давали вопросы» об Александре Сергеевиче. Наконец, его спросили об адресе. Прощание было со слезами собравшихся в доме. «Объездив еще кого было нужно» – Липранди вернулся в гостиницу. Его арнаут-албанец Георгий Джавела с радостным лицом сообщил, что «брат нашего Пушкина пришел».
Липранди сразу отметил, что 17-летний Лев ростом ниже брата, но сложен плотнее. А физиономия «носила обыкновенный характер с братом и очень симпатичная». Вскоре они вели себя как старые знакомые. Лев распечатал пакет, нашел в нем несколько писем и «какую-то исписанную перемаранную тетрадь, листа в три почтовых». Он улыбнулся – и все тут же собрал, завязал в платок, готовясь уйти. Липранди предложил «отобедать вместе», а потом – завезти Льва домой, поскольку сам должен еще съездить в Коломну. Тут Лев сказал, что не знает – есть ли кто дома. Когда он направился сюда, там еще никого не было. Обед прошел в расспросах о жизни Пушкина в Бессарабии. Наконец, Лев прочел письмо, адресованное ему.
В семь вечера Липранди подвез Льва к крыльцу. Оказалось, все семейство уже дома. 52-летний отставной майор Сергей Львович показался Липранди «со всеми манерами старого маркиза». Подполковника опять засыпали вопросами. Более всех братом интересовалась Ольга – сестра 25 лет. «Обласканный всеми как родной, в девять часов я уехал».
«Служебным делам» и визитам был посвящен весь следующий день. Между тем, Лев и 22-летний поэт Евгений Баратынский долго ждали Липранди в гостинице Демута. Наконец, они сказали арнауту, что будут завтра в 10 утра.
7 марта Сергей Львович и Лев пришли к Липранди в гостиницу. Отец был взволнован долетевшими до столицы слухами «о столкновениях» Пушкина в Кишиневе. Очевидно, эти слухи были связаны с дуэлью поэта с полковником Старовым, к счастью обоих завершившейся примирением и шампанским. О ссоре Пушкина с ясским боярином Балшем, случившейся 5 марта, Петербург не мог в те дни знать. Поэтому Липранди легко успокоил отца поэта – «у старика навернулись слезы». Тут Липранди сказал, что через неделю уезжает. И растроганный вниманием подполковника Сергей Львович пригласил его на обед через два дня. Он пообещал, что соберет «всех друзей Александра, чтобы каждый из них мог узнать о нем от меня лично».
До 10 марта Лев каждый день бывает у Липранди. 9-го они провели вместе весь день.
10 марта Липранди прибыл к Пушкиным на званый обед. Тут уже были поэты Евгений Баратынский, 42-летний барон Антон Дельвиг, 22-летний барон Егор Розен «и еще человек пять». Читали стихи Пушкина, в том числе привезенные Липранди из Кишинева. Пили шампанское за здоровье поэта. «Обед закончился довольно поздно».
11 и 12 марта друзья Пушкина навещают Липранди в гостинице и передают для кишиневского узника свои письма.
12 марта, в день восшествия на престол Александра I, вечером Липранди опять посещает дом Пушкиным и проводит в кругу семьи «часа три». При этом подполковник так ни разу и не упомянул о хозяйке дома – матери поэта Надежде Осиповне.
13 марта Сергей Львович с сыном Львом у Липранди. Они передают для Александра «огромный пакет с письмами, какую-то тетрадь (лицейская тетрадь Пушкина – В. К.) и включающий в себя 500 рублей». На этом распрощались. Но Лев продолжал навещать Липранди в гостинице.
17 марта Липранди все еще в Петербурге. К нему опять пришел Лев. Подполковник предложил достать из пакета деньги и отослать Пушкину в Кишинев. Лев согласился, но отец был против.
18 марта с семейством А. Л. Давыдова Липранди отбывает в Москву. Однако там он не нашел ни Вяземского, ни Чаадаева. Пришлось везти письма к ним обратно в Кишинев, как и просил Пушкин.
Только 4 июля 1822 года, после «четырехмесячной отлучки», Липранди вернулся в Кишинев и нашел Пушкина «переместившимся от Инзова к Алексееву». Тут он передал поэту пакет и 500 рублей, из которых Пушкин вернул ему те 300, что Липранди выслал ему еще из Москвы «из своих денег».
10 апреля 1822 года подполковник Липранди был переведен в 33-й егерский полк. С 8 марта 1820 года этот полк возглавлял подполковник Семен Никитич Старов 3-й – тот самый, 26 декабря 1821 года ставший полковником, а в начале 1822-го – стрелявшийся в Кишиневе на дуэли с Пушкиным. Полк входил в состав 17-й пехотной дивизии под командованием генерал-майора Паисия Сергеевича Кайсарова. Его женой была Варвара Яковлевна Кайсарова (ур. Ланская) (1796-1875), фрейлина двора. Она предпочитала жить за границей. В 1833 году в Неаполе выполнила «точный и изящный перевод французской прозой» пушкинской поэмы «Кавказского пленника», который в 1834 году итальянский литератор Антонио Роккиджани переложил на итальянские стихи. Это был первый перевод «Кавказского пленника» Пушкина на итальянский язык. Он был издан в 1837 году и посвящен В. Я. Кайсаровой. Экземпляр книги хранится и ныне в библиотеке Пушкина.
11 ноября 1822 года И. П. Липранди вышел в отставку полковником. Причины отставки объяснил в письме к П. Д. Киселеву от 2 сентября 1822 года: «Будучи в продолжение более трех лет гоним сильным начальником, я нынешний год ездил в Петербург, дабы узнать сам лично тому причины, но во всем получил отказ. Не предвидя ничего в будущем и не будучи в состоянии переносить более унижения, при том расстроенном положении дел моих, болезни и претерпенные мною потери я подал в отставку... Я решительно служить не могу и посему исполнением сией моей просьбы Вы душевно обяжете». Хотел отправиться к повстанцам в Грецию, Италию или в Южную Америку к Боливару, но в загранпаспорте ему отказали.
Обычно, те, кто по делам бывал в Главном штабе, получали повышение в звании или награду. Липранди вернулся из Петербурга ни с чем. Да и о его наградах известно немногое. В 1809 году, в ходе Русско-турецкой войны 1806-1812 годов, награжден орденом св. Анны 3 ст. и золотым оружием «За храбрость», в 1812-м – орденом св. Владимира 4 ст. за Бородино. Тогда был сильно контужен, от чего страдал всю жизнь. В 1814-м – отмечен знаком военного ордена св. Георгия. По взятию Парижа – подполковник с более 10 наградами. Участвовал в Русско-турецкой войне 1828-1829 годов. В 1848-м отмечен орденом св. Георгия 4 ст. за выслугу лет.
Виктор Кушниренко, пушкинист
🤚 Gagauznews в Cети. Подписывайтесь на нас:
📌 Телеграм: https://t.me/gagauznewsmd
📌 Facebook: https://www.facebook.com/gagauznews.md
📌 Яндекс-Дзен: https://zen.yandex.ru/id/620ffa4b5724de7126ea20e0
📌 Инстаграм: https://www.instagram.com/gagauznews/
📌 Youtube: https://youtube.com/channel/UCpc7EvusSEnxKQ2IVEcsSHA
📌 ТикТок: https://tiktok.com/@gagauznews
📌 Одноклассники: https://ok.ru/group/64029549265141
📌 ВKонтакте: https://vk.com/gagauznews
📌 RuTube: https://rutube.ru/channel/23808477/
Gagauznews — Новости Гагаузии
Официальный канал интернет-портала http://gagauznews.md