Найти тему

«От кутюр»: Давая шанс другому, ты даешь шанс и себе

Европейский кинематограф не отличается обилием жестокости, пошлости или отсутствием нравственности. Чаще всего это своеобразное притчевое кино, жизненное, с тонкой философией и своим колоритом. Оно красивое. Это не поход в парк аттракционов, как это часто бывает с американским кино, это экскурсия в музей, прогулка по саду. Это кино не учит жизни, оно показывает все то хорошее, что в ней есть. Дает понять, что нет нужны ждать, пока это самое хорошее случится, оно уже происходит, нужно только вглядеться и заметить.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

На фоне успеха картины «1+1: Неприкасаемые» 2011 года в Европе стали появляться (а может быть стал формироваться своеобразный жанр) классовые фильмы. Кино «От кутюр» как раз из таких: широко известная в узких кругах женщина по имени Эстер, работающая главной швеей в доме Диор, волею случая встречает молодую воровку и иммигрантку Жад. У Жад нет интересов в жизни, нет желания работать, она промышляет воровством со своей подругой Суад, чтобы прокормить себя и больную мать. Эстер же напротив нашла и себя и любимое дело, с тяжелым сердцем уходящая на пенсию, не имеющая другой жизни кроме работы. Она в ссоре с дочерью, у нее сахарный диабет, она в глубокой депрессии награни суицида. Однажды в метро Жад вместе с подругой похищают сумку Эстер, но, испытывая угрызения совести, девушка возвращает похищенное швее, так начинаются их противоречивые, но необходимые для них обоих взаимоотношения.

Это кино, как и ранее упомянутый «1+1», о встрече двух противоположных миров. Эти люди встречаясь, дополняют друг друга, обмениваются друг с другом своим опытом, мыслями, чувствами. Эстер не смотря на сформированность личности, находит в жизни Жад, в ее отношениях с друзьями, взглядах на мир, ответы на многие мучившие ее вопросы. Жад же находит цель в жизни, любимое дело. Эти изменения, что произошли в них самих, меняют и окружающих, меняют их жизненные ориентиры, внутреннее мироощущение.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

В фильме интересно использованы символизм и монтаж. Зритель, конечно, видит то, что хочет видеть, но розы и самолет в этом фильме явственные символы. Самолет – это ожидание Эстер. Она надеется, что дочь вернется к ней, и снова все будет хорошо. Эстер надеется на воссоединение, но сама никаких шагов не предпринимает, только надеется, каждый раз как над ней пролетает самолет.

Розы белого цвета же встречаются здесь на протяжении всего повествования. Это отсылка к работницам модного дома, что ходят в такого же цвета, халатах (и платьях, если говорить о манекенщицах). Эстер в начале фильма говорит своим розам в теплице: «Будьте прекрасны и скромны». Основополагающие принципы как работы швей, так и манекенщиц в Диор, никто не должен выделяться, все делают общее дело, а мир вокруг себя – прекрасным. Но это и посыл к женщинам, в целом. Это фильм, конечно, о женщинах, о том, как им трудно найти себя, найти любимое дело в нашем вечно меняющемся мире, как соблюдать тот хрупкий баланс между работой и семьей, поэтому розы – это все женщины для режиссера (как и она сама).

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Монтаж здесь не последовательный, но и не параллельный, больше похоже на череду ярких моментов из жизни в рамках одной истории, переходящий в логичный, но открытый финал. Но, если смотреть на это как на чьи-то воспоминания (может быть и самого режиссера), то в целом такой монтаж оправдан, ведь человек не помнит все события своей жизни – только яркие эпизоды. Однако, все-таки иногда логичность повествования нарушается, есть ряд сцен, где мотивация персонажей была где-то за кадром, поэтому понять, почему персонаж поступил так, а не иначе, удается не сразу. Видна рука неопытного мастера, и тем не менее, если и дальше автор продолжит развивать затронутые ею идеи о хорошем в человеке, о семье, о принятии и поиске себя в этом мире, то эта картина - прекрасное начало этого пути.