Найти тему

Нуар: темное прошлое Голливуда

Привет, друзья! Недавно я создала небольшой киноклуб, и первым жанром, в который мы решили погрузиться стал нуар. Поэтому сегодня пару слов о нём.

Как и когда появился нуар

Фильмы жанра нуар - это голливудские криминальные драмы 1940х - 1950х годов.

Зародился этот жанр под влиянием немецкого экспрессионизма (в основном работы режиссера Фрица Ланга) и hardboiled детективов.

Немецкий экспрессионизм - направление в кино, возникшее в период после Первой Мировой войны, для которого были характерны съемки в павильонах и использование декораций, экзальтированная актёрская игра, контрастное освещение и сюжеты, часто посвящённые пограничным состояниям психики либо написанные в жанре фильма ужасов. Яркими представителями можно назвать "Кабинет доктора Калигари", Роберта Вине, 1920 год и "Носферату, симфония ужаса", Фридриха Мурнау, 1922 год.
Hardboiled, а в буквальном переводе "круто сваренный" детектив литературный жанр, схожий во многом с детективом и криминальным романом. Характерным для данного жанра является главный герой — детектив, который становится свидетелем насилия, творившегося со стороны организованной преступности в годы сухого закона в США, и бездействия со стороны коррумпированных правоохранительных органов.

Почему же зародившийся в голливуде жанр называется таким красивым французским словом noir? За это скажите спасибо французскому кинокритику Нино Франку. Именно он, в 1946 году, впервые использовал термин “фильм-нуар”.

Особенности жанра

Темные ночные сцены

Кьяроскуро или игра света и тени

-2

Вертикальные линии

решетки, жалюзи, а также тени, которые они отбрасывают на героев фильма

-3

Место действия: бар, дешевый мотель, игровой клуб

и другие места где пьют виски, обманывают и нарушают закон

-4

Большое количество диалогов

что порой усложняет просмотр современному зрителю. Но, диалоги не бессмысленные и очень органичные

-5

Зеркала и отражения в них

-6

Герои, которых сложно однозначно разделить на плохих или хороших

-7

Femme fatale - шикарная роковая женщина

Которая часто оказывается в беде, нуждается в помощи главного героя, но не всё так просто, ведь не просто так эта femme зовется fatale

Рита Хейворт в роли Гильды, 1946 год
Рита Хейворт в роли Гильды, 1946 год

Ключевые фильмы

“Мальтийский сокол”

 Режиссер Джон Хьюстон, 1941 год (Кинопоиск: 7.7, IMDb: 8.00)
Режиссер Джон Хьюстон, 1941 год (Кинопоиск: 7.7, IMDb: 8.00)

“Двойная страховка”

Режиссер Билли Уайлдер, 1944 год (Кинопоиск: 8.0, IMDb: 8.30)
Режиссер Билли Уайлдер, 1944 год (Кинопоиск: 8.0, IMDb: 8.30)

“Милдред Пирс”

Режиссер Майкл Кёртиц, 1945 год (Кинопоиск: 7.6, IMDb: 8.00)
Режиссер Майкл Кёртиц, 1945 год (Кинопоиск: 7.6, IMDb: 8.00)

“Гильда”

Режиссер Чарльз Видор, 1946 год (Кинопоиск: 7.6, IMDb: 7.60)
Режиссер Чарльз Видор, 1946 год (Кинопоиск: 7.6, IMDb: 7.60)

“Сансет бульвар”

Режиссер Билли Уайлдер, 1950 год (Кинопоиск: 8.0, IMDb: 8.40)
Режиссер Билли Уайлдер, 1950 год (Кинопоиск: 8.0, IMDb: 8.40)

“Туз в рукаве”

Режиссер Билли Уайлдер, 1951 год (Кинопоиск: 7.8, IMDb: 8.10)
Режиссер Билли Уайлдер, 1951 год (Кинопоиск: 7.8, IMDb: 8.10)

“Убийство”

Режиссер Стэнли Кубрик, 1956 год (Кинопоиск: 7.7, IMDb: 8.00)
Режиссер Стэнли Кубрик, 1956 год (Кинопоиск: 7.7, IMDb: 8.00)

Наследие жанра

Здесь следует сказать о неонуарных фильмах, тех, которые так или иначе используют эстетику нуара (кьяроскуро, вертикальные линии, зеркала, неоднозначные герои, роковые женщины)

“Китайский квартал”

Режиссер Роман Полански, 1974 (Кинопоиск: 7.7, IMDb: 8.20)
Режиссер Роман Полански, 1974 (Кинопоиск: 7.7, IMDb: 8.20)

“Просто кровь”

Режиссер Джоэл Коэн, 1983 (Кинопоиск: 7.4, IMDb: 7.60)
Режиссер Джоэл Коэн, 1983 (Кинопоиск: 7.4, IMDb: 7.60)

“Основной инстинкт”

Режиссер Пол Верховен, 1992 (Кинопоиск: 7.7, IMDb: 7.00)
Режиссер Пол Верховен, 1992 (Кинопоиск: 7.7, IMDb: 7.00)

“Город грехов”

Режиссер Френк Миллер, 2005 (Кинопоиск: 7.9, IMDb: 8.0)
Режиссер Френк Миллер, 2005 (Кинопоиск: 7.9, IMDb: 8.0)