Можно ли замахнуться сразу на две огромные отрасли – каршеринг и электромобили?
Ещё осенью 2021 г. в «Русгидро» (HYDR) сообщили о запуске во Владивостоке первого в России каршеринга электромобилей. Да, вы не ослышались. Казалось бы, это и по отдельности-то ещё не стало массовым, а тут – два в одном.
Решение о создании каршеринговой сети принято совместно с ООО «Соллерс Груп». Его владелец – Вадим Швецов. Акционерное общество контролирует 72,87% акций ПАО «Соллерс Авто» (SVAV).
«Русгидро» участвует в сделке через дочернюю компанию ООО «ГидроИнвест». Совместное предприятие партнёров - ООО «РусГидроВайз» - зарегистрировано 30 ноября.
Wize – цифровая платформа подписки «Соллерс Груп».
У решения были естественные предпосылки – «Русгидро» является оператором сети более чем из 50 зарядных станций для электромобилей (ЭЗС), «Соллерс Груп» имеет почти 20-летние компетенции в автомобилестроении, проектировании и разработке ПО для автомобилей.
Что запланировано?
Сервис по аренде электромобилей запустят летом 2022 г., до конца 2023 г. в автопарк закупят 140 машин. Клиенты смогут брать электромобиль поминутно и на выходные.
Трудно оценить, насколько Дальневосточный федеральный округ (ДФО) нуждается в этих 140 электромобилях. Одно можно сказать точно – государство поставит себе галочку – «мы вносим вклад в реализацию государственной политики по опережающему развитию инфраструктуры и повышению качества жизни людей на Дальнем Востоке».
Осталось рассмотреть, насколько данная инициатива может быть интересна инвесторам.
Драйверы отрасли
В 2022 году «Русгидро» планирует расширить сеть ЭЗС до 150 станций, соединив ключевые города ДФО.
Ещё один драйвер отрасли – проект «Шёлковый путь»: 80 зарядных станций соединят Владивосток и Москву, включая при этом 18 регионов России. Расстояние между станциями не будет превышать 150 км.
Швецов в интервью Интерфаксу всерьёз говорит о тренде развития электротранспорта и инфраструктуры для него, предвещая умные цифровые города в России в ближайшие 10 лет. В то же время владелец «Соллерс Груп» не скрывает, что будет опираться на опыт Владивостока, прежде чем компания попытается расшириться в другие регионы.
Гибкость совместного проекта «Русгидро» и «Соллерс Груп» состоит в предложении подписочной модели – это что-то среднее между каршерингом и личным автомобилем. Клиент сможет брать транспортное средство не только на несколько часов, но и на несколько дней, недель, месяцев и уезжать в другие регион или страну, хранить вещи внутри и парковаться в собственном гараже.
Такие сервисы (для автомобилей с бензиновым двигателем) существовали и ранее. Наиболее известные из них – Hyundai Mobility, Kia Mobility, Volvo Car Drive, Genesis Mobility, Яндекс.Драйв. Ежемесячный платёж по подписке сопоставим с платежом по кредиту за новый автомобиль такой же модели. В подписку входят страховка, ежегодное ТО, зимние шины и круглосуточная помощь на дороге: специалисты меняют шины, при необходимости ремонтируют транспортное средство. Стоимость варьируется от 15 до 70 тысяч рублей в месяц, сроки – от 1 дня до 3 лет.
В одном из сервисов – Система Лизинг 24 – автомобиль можно даже выкупить.
Как и в спорах, что же выгоднее – платить взносы по ипотеке за свою квартиру, или «выбрасывать деньги» на съём, так и в случае с автомобилем: мнения водителей разделяются.
Один из весомых аргументов в пользу аренды автомобилей – минимальное количество забот для осуществления поездки. С ускорением темпа жизни населению меньше хочется тратить время на оформление документов при покупке транспорта, оплату налогов и поддержание автомобиля в исправном состоянии.
Также индустрию подстёгивает развитие мобильных приложений: стать водителем любого автомобиля можно за несколько минут, заполнив короткую анкету.
У арендатора есть возможность выбрать транспортное средство нужной вместительности и конфигурации, соответствующей целям поездок.
«Горячая точка» транспорта – парковка. Особенно это касается городов-миллионников. Для владельцев арендованных авто городские власти предоставляют льготы на парковку.
Пока что московский каршеринговый автопарк является одним из крупнейших в мире и насчитывает не менее 30 тысяч автомобилей. При этом аренда автомобилей доступна в свободном режиме, без определённых заранее мест парковки, тогда как в западных странах распространена модель «point-to-point».
Какие прогнозы?
Мировые консалтинговые агентства GMI, McKinsey и другие прогнозируют пятикратный рост пользователей каршеринга к 2025 году. При этом парк автомобилей, сдаваемых в аренду, превысит 400 тысяч единиц. Специалисты аналитической компании IHS Markit дают и более далёкие прогнозы – 10 млн автомобилей в каршеринге к 2040 году. Это означает, что автомобиль будут брать в аренду чаще, чем покупать.
С учётом этих прогнозов Владивосток – город в котором «Русгидро» и «Соллерс Груп» запустят каршеринг – кажется подходящим: его население превышает 600 тысяч человек.
Действительно ли каршеринг электромобилей будет первым в России?
Совершенно не понятно, почему на сайте «Русгидро» заявляют, что каршеринг электромобилей будет запущен в России впервые. Ведь ещё в сентябре 2019 года, «Яндекс» (YNDX) в рамках Яндекс.Драйв добавил в свой автопарк 30 электромобилей Nissan Leaf с автоматической коробкой передач и передним приводом. 150 «лошадиных сил» обойдутся в 94’413.48 рублей в месяц. В стоимость включены 3000 км пробега и базовая страховка. «Яндекс» заправляет полный «бак», моет машину и привозит, куда скажет клиент.
Помимо базовой предлагается и полная страховка: это подороже, но компания берёт риски на себя, и при любых повреждениях за ущерб ничего не списывается. Также за тысячу рублей можно взять на весь срок детское кресло. Без подзарядки автомобиль может проезжать до 270 км.
Конкуренция
Кроме «Яндекса» каршерингом электромобилей занимается и «Делимобиль» (DMOB). Его сервисы работают в 10 крупных городах. В 2015 году «Делимобиль» начинал со 100 машин. Сейчас в парке каршеринговой компании уже более 17 000 автомобилей.
По сообщению «РБК»,«Делимобиль» отложил IPO на Нью-Йоркской и Московской биржах «из-за рыночных условий» на 2022 год.
Ни «Яндекс», ни «Делимобиль» пока не представлены во Владивостоке, но, имея успешный опыт в столице и за её пределами, существует возможность масштабироваться и на Дальний Восток.
«Яндекс» – крупнейшая транснациональная компания в отрасли информационных технологий с многомиллионной клиентской базой в различных сервисах. «Делимобиль» – опытная компания, прошедшая уже немалый путь в нише, в которой «Русгидро» и «Соллерс Груп» только начинают экспериментировать. Каковы шансы у «РусГидроВайз» справиться с такой конкуренцией?
Дополнительно смущает количество заинтересованных сторон на стыке у задуманной идеи – государство, Вадим Швецов, а также народ, которому «пообещали» развить инфраструктуру региона и улучшить качество жизни. Как инвестор, отношусь к данной инициативе сомнительно и предпочитаю отказаться от вложений в акции. А что думаешь ты?
Оригинал этой статьи опубликован эксклюзивно в «Открытом журнале» по ссылке: https://journal.open-broker.ru/investments/rusgidro-zapuskaet-karshering/
Инвестируй страстно с DesireInvest! 💙