Совсем не так давно провинциальные женщины стирались на речках, ведь в частных домах скважинные насосы еще были не в ходу, а в баню особо воды не натаскаешь - дай бог, на помыться воды принести, да застираться по мелочам. Также с колодца носили воду в дом и для приготовления пищи. Поэтому, экономя свои силы и время, полоскать белье в летнее, а порой и зимнее время, ходили именно на реки.
Общее место постирушек на берегу называли "мойка".
Все шло своим чередом, пока отдельные участки береговой линии не стали местом ответственности Освода.
На 1941-й год в СССР существовала организация Союз ОСВОД, что значило «Союз обществ содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях СССР». Скоро в 1943 году он будет ликвидирован и его функции перейдут к наркоматам морского и речного флотов.
А до тех пор, имея полномочия и обязательства, принимались такие решения, при которых между этой организацией и местным населением женщин происходили конфликтные ситуации.
Один такой случай произошел в г. Молотов (Пермь) в Кагановичском районе (Дзержинском) и был описан в статье "Баталия на Каме" в местной газете «Звезда» №143 от 20 июня 1941 года.
- Прорвались!... Прорвались!... – кричит подвахтенный с мостика осводовского дебаркадера.
Сверкая веслами, мчится к берегу лодка начальника вахты.
Наблюдавшая со стороны, приехавшая из-за Камы в город публика решила, что проходят учения и ожидали увидеть «морской бой».
Однако, все было куда обыденнее: множество женщин с полными корзинами белья буквально начали «наступательные действия» на Освод, ведь им полностью отрезали все подступы к мойке, к обыкновенной мойке, на которой принято полоскать белье.
Во главе многочисленного Овода был некий Кожевников. Все они дружно защищали береговые границы от напирающих местных дам. Безусловно, никакие меры не смогли удержать замотивированных и характерных жительниц. Уж если пришла постираться, значит так тому и быть! Нескольким из них удалось пробиться и теперь они начали полоскать белье. Большая же часть была отогнана и заняла выжидательную позицию на склонах берега.
Вдруг в лагере Освода снова началась тревога. Еще одна, рискуя о забор изорвать юбку, преодолела препятствие и двинулась к воде.
Но, эта сударыня пришла не за бытной необходимостью, а за мздой, так как именно ей было поручено комхозом собирать плату за полосканье белья на мойке…
- Платите деньги! – кричит она женщинам, которые и без того напуганы и поглядывают с опаской на осводовский дебаркадер.
Образовалось этакое стояние на Осинском спуске возле реки Камы. Женщинам надо полоскать белье, что они и делали десятилетиями. С другой стороны - нельзя, так как по воле судьбы именно эта территория была отведена Осводу. Ну, а третья сторона истерично требует денег за то, что всегда было общим.
- Моя территория, - говорит начальник Освода Кожевников, - убирайте мойки или я загораживаю к ним проход.
И загораживает.
- Оставьте пока хоть узкий проход в метр, не больше, - молит начальник Кагановичского райкомхоза Казымов, - у меня нет того, сего, чтобы перевести мойку…
По обыкновению, крайними в этом неразрешимом споре остались обычные пермские жительницы.
#мойка #пермский край #молотов #стирка белья в реке #кама #освод #ссср
Пермский дозатор бактерицида. Гигиена 1940-х на заводах.
Получение сверхранней капусты в условиях Северного Урала. Опыт 1940 года.