Небольшой дисклеймер.
На написание данного эссе — меня вдохновили многочисленные холивары со знакомыми и (бывшими?) друзьями/коллегами в самых разнообразных рабочих и публичных Telegram-чатиках с айтишной (и около того) направленностью.
Поэтому, очень прошу, всё изложенное ниже, — считать моим ответом о сложившейся ситуации в сфере IT и программного обеспечения (ПО) на текущий момент.
Предисловие
BREAKING NEWS: Google ограничивает покупку приложений... Облачные сервера Amazon больше нельзя оплатить... JetBrains приостановит продление лицензий на свои IDE... Корпорация Microsoft прекращает продажу Windows и Office... Система Booking.com уходит с рынка... Apple заблокирует... Intel не продаст... Spotify лишит... Adobe не позволит... и так далее и тому подобное.
Да, сейчас такой информации вагон и маленькая тележка. Страшно? Вне сомнения! Рушит ли это привычное устройство глобальной IT сферы? А как же! Но... так ли это критично для IT на территории России на данный конкретный момент? Вопрос, как минимум, неоднозначный!
С каким знаком всё будет разворачиваться — никто точно сказать не может. Ни на самых верхах, ни в самых низах. Единственное, что есть на поверхности, — это логические точки роста, через которые можно понять направление движения нашей любимой отечественной айтишечки в ближайшие месяцы или даже годы.
Точка роста 1: Переход на свободное программное обеспечение с открытым исходным кодом
Ни для кого не секрет, что многие программные продукты, которые мы используем каждый день, имеют закрытый код. Это не хорошо и не плохо, это данность, с которой приходиться мириться в современном цифровом мире или делать волевое замещение на open source аналоги.
Например, нельзя проверить ОС Windows на наличие вшитых Microsoft «корпоративных штучек» для удаленной блокировки рабочей машины или слива информации о пользователе для рекламных сетей и так далее и тому подобное. А почему? Всё потому, что код этой операционной системы полностью закрыт от свободного изучения сообществом, а сама операционная система является проприоритарной.
Серьезно, вот что отправляется на сервера Microsoft вместе с отчетом об ошибке системы? Какие данные о посищении веб-страниц собирает браузер по-умолчанию Edge? Какие новые «сюрпризы» в системе безопасности появляются при обновлении системы? Кто об этом знает, за пределами отдела разработки корпорации?
А ведь данная система установлена повсеместно у нас в стране: от рядового банкомата (в режиме киоска) и кассы в супермаркете до государственных учреждений! Даже если взять за скобки возможные проблемы с конфиденциальностью и безопасностью системы, то есть еще одно жирное обстоятельство не в пользу ПО такого типа: за него нужно платить, чтобы ОС работала на законных основаниях.
Да-да, пиратство и вот это всё никто и никогда не отменял, но я сейчас совсем не это пытаюсь вам подсветить.
Представьте теперь, сколько прибыли получает Microsoft только с продажи лицензий на свои программные продукты. Ага. И это только лишь на одном Windows, а ведь есть еще другие продукты: офисный пакет, облачные хранилища, корпоративные мессенджеры и так далее.
Нет, вы не подумайте, я полностью согласен с тем, что в условиях глобального мира и чёткого соблюдения договорных отношений по поддержке и обновлению ПО, — можно особо не думать про подобные вещи. Как говорится, «проще заплатить кому-то, чем делать что-то самому»... Но мир, к сожалению, уже никогда не будет прежним.
Всё. Закончился. Несите другой!
Россия сейчас находится в уникальной ситуации, когда нужно искать программные решения, которые она сможет свободно применять, не боясь «рубильника» из-за океана (в следствии очередных санкций).
И тут на помощь может прийти GNU/Linux и множество свободных продуктов с открытым исходным кодом, разрабатываемых и развиваемых программистами со всего мира (в том числе и из России). При этом, ничего «с нуля», как нас пытаются запугать, — придумывать не нужно.
Вы удивитесь, когда узнаете, насколько много уже написано по-настоящему свободных альтернатив операционной системе Windows, пакетам для работы с текстом и таблицами Office, графическим пакетам Adobe, базам данных Oracle, облачным хранилищам Google и многим другим программам первой инфраструктурной необходимости. И это всё можно использовать и внедрять прямо сейчас в повседневной жизни, бизнесе, школах и правительственных учреждениях.
Ну, а сильно специфичные и/или нишевые продукты, конечно же, придется написать самим. Увы и ах. Но это не такой плохой вариант, скажу я вам. Ибо государство полностью заинтересовано в развитии отечественного IT-сектора и готово предоставить аккредитацию компаниям (и даже ИП), которые заняты в сфере создания программного обеспечения.
То есть, грубо говоря, почти каждый айтишник с ИП (и желанием послужить своей стране) может подать документы на акредитацию и писать софт для импортозамещения в свое удовольствие.
Точка роста 2: Переезд IT компаний в облачный периметр внутри страны
Любой современной IT компании нужно где-то разворачивать свою инфраструктуру: микросервисы, базы данных, кэши, тестовые окружения, CI/CD и много-много того, что вы и без меня знаете. Тут нам всегда помогали облачные провайдеры, типа AWS (Amazon Web Services), GCP (Google Cloud Platform), Azure от Microsoft, Heroku или даже DigitalOcean.
Да, эти провайдеры всегда закрывали 99% инфраструктурных потребностей любой IT компании, кроме одной: у них нет (и уже не будет) дата-центров на территории РФ. Со всеми вытекающими из этого проблемами из-за ФЗ-152 «О персональных данных».
Если раньше мы могли сделать небольшой «хак» с размещением базы данных, в которой хранились персональные данные пользователей, на любом хостинге внутри страны, а остальная инфраструктура поднималась на удобном AWS/GCP/Azure/etc, то теперь мы не сможем так сделать.
Причины банальны и просты:
- Абсолютно невыгодная стоимость содержания инфраструктуры (в пересчете на рубли) из-за улетевшего в стратосферу курса доллара;
- Карты Visa/Mastercard больше не доступны для оплаты за пределами РФ, а мало кто работал, как юридическое лицо с иностранными компаниями, чтобы оплачивать инвойсы через банковский перевод.
Но что для нас, в первую очередь, все эти облачные платформы? Верно! Это удобный дашборд, простая настройка, быстрое масштабирование и оркестрация, наглядный пайплайн, красивые графики мониторинга и отчеты... то есть, разные «плюшки и фишки», за которыми мы в упор не замечали наших отечественных провайдеров.
И тут на сцену выходят Яндекс.Облако и Selectel.
Из личного опыта переезда моей компании из AWS в Я.Облако, я могу сказать только одно: почему мы раньше туда не переехали? Я серьёзно! То ЯО, что я видел примерно год назад и то, что есть сейчас, — просто небо и земля! Действительно интуитивно-понятный интерфейс (кто хоть раз настраивал что-то на AWS или Cloudflare до ре-дизайна — меня поймет), исчерпывающая документация на родном языке, поддержка отвечает очень быстро, все потребности по функционалу закрыты (есть и S3-совместимое хранилище, Lambda и многое другое).
Отдельно радует, что ребята из Яндекса не просто предоставляют облачные услуги для тех, кто уже знает и умеет, но и обучают с нуля работе с Облаком через свою платформу Яндекс.Практикум.
И это бесплатный курс из шести практических блоков, каждый по 3-4 часа, плюс реальная сертификация от Яндекса после обучения!
По стоимости тут всё сугубо индивидуально. Например, в случае моей компании, стали платить меньше: больше нет пересчета в доллары, плюс удалось оптимизировать инфраструктуру при переезде. А точнее, просто выкинули всё ненужное, что копилось 3 года на AWS под предлогом «а вдруг пригодится».
И знаете, я искренне рад, что в России есть такая компания как Яндекс. И ни чуть не лукавлю. Потому что даже страшно представить, какой был бы сейчас треш и угар во всех IT компаниях России, если бы параллельно переезду из AWS/GCP/Azure/etc, — пришлось бы ещё и всё железо под сервера поднимать и настраивать своими силами... Бррр...
Точка роста 3: Передел рынка цифровых товаров, услуг и сервисов с подпиской
Когда в новостях я читаю, что тот или иной зарубежный (или СНГ) сервис онлайн бронирования билетов/отелей или цифровая библиотека, или стриминговый сервис музыки покидает Россию, то в голове сразу же возникает мысль:
— Ого, какому-то российскому стартапу сейчас очень сильно повезло!
Как пример, сервис Booking.com, который вложил в рекламу и продвижение своей бизнес-модели бронирования миллионы (если не миллиарды) рублей из своего маркетингового бюджета, объяснил всем россиянам, как это удобно и хорошо, и... ушел с этого рынка:
— Забирайте, дорогие российские компании, не жалко!
Аналогичная ситуация с сервисом Storytel, который сделал отличный подарок московским ребятам из MyBook. Про Spotify вообще не хочу говорить... вся Россия его ждала так много лет, дождалась, а теперь с чистой совестью перейдет в Яндекс.Музыку и VK. И поделом.
И это только несколько примеров. Если внимательнее последить за цифровым рынком товаров и услуг, то свободных ниш может оказаться десятки, а то и сотни! И это еще без учета различных офлайн-бизнесов нашей бескрайней Родины, которым нужна будет помощь в цифровизации и/или импортозамещении ПО.
Иными словами, работы будет много. Разной и интересной.
Послесловие
Это далеко не все точки роста, а лишь те, которые (на мой субъективный взгляд) лучше всего заметны с позиции сегодняшнего дня.
Ура! Наступило время умных и быстрых. С чем я нас всех, айтишников, и поздравляю! А всем тем, кто всё равно волнуется и наводит панику, я хотел бы напомнить, что еще и не такое переживали в нашей истории, переживем и это. Главное — это не врать себе и быть, в первую очередь, профессионалом в том, что вы делаете.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые эссе. Я и дальше буду делиться своими мыслями об IT (и около него) в таком формате.
Спасибо, что дочитали до этой строки.