Ваш налоговый орган направляет вам требования с запросом предоставить информацию о ваших контрагентах? Регулярно? Не стоит переживать, так у всех.
Налоговые органы проверяют два аспекта: (1) реальность хозяйственных операций и (2) добросовестность контрагента. Первый пункт обычно доказывается подробной первичной документацией, а также опросом свидетелей, например сотрудников. Со вторым сложнее: нужно доказать, что компания предприняла все необходимые меры и убедилась в добросовестности контрагента.
Если налоговые органы докажут, что реальных операций не было и компания намеренно участвовала в такой схеме, то не избежать штрафа в размере 40% от оборотов с таким контрагентом. Если же реальность не оспаривается, но контрагент недобросовестный и компания это не проверила - можно ожидать штраф в размере 20%.
Санкции существенные, но это не значит, что ничего нельзя сделать, чтобы минимизировать риск негативных последствий.
Есть несколько шагов по организации проверки добросовестности контрагентов: ⠀
⠀
1️⃣ Утвердите политику проверки. Она необязательно должна быть очень большой, но в ней нужно предусмотреть процедуру, указать открытые источники, по которым будет осуществляться проверка и т.д. ⠀
2️⃣ Назначьте ответственное за проверку лицо. Если есть служба безопасности, это ее компетенция. Если нет - любой сотрудник может осуществлять проверку, нужно только включить в должностную инструкцию и издать приказ о назначении ответственным. ⠀
3️⃣ Для проверки запрашивайте у потенциального контрагента учредительные документы (инн, свидетельство о регистрации и постановке на учет, устав, приказы о назначении гендира и главбуха и др.), бухгалтерскую и налоговую отчетность (ОФР, бухгалтерских баланс и декларацию по НДС), а также документы, которые подтверждают наличие у этой компании ресурсов (договор на аренду офиса, склада, справку о сотрудниках, о иных необходимых для исполнения договора ресурсах, например, строительная техника или автомобили).
4️⃣ Проверьте информацию о потенциальном контрагенте в открытых источниках. Базы данных СПАРК, Контур, СБИС, на сайте ФНС в разделе прозрачный бизнес и другие. ⠀
5️⃣ Оформите отчет или служебную записку по итогам проверки.⠀
6️⃣ Храните все документы в течение всего срока работы с контрагентом и потом в течение 3-х лет, открытых для налоговой проверки. ⠀
7️⃣ Проводите ежегодные обновления информации по текущим контрагентам. Будет достаточно предусмотреть сокращенную проверку, например, только по открытым источникам. А случае выявления признаков недобросовестности отдельно запросите у компании письменный комментарий. По итогам ежегодных обновлений тоже необходимо оформлять отчет. ⠀
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ПРОВЕРКЕ КОНТРАГЕНТА НА НЕДОБРОСОВЕСТНОСТЬ?
⠀
В первую очередь о недобросовестности контрагента свидетельствуют следующие признаки:
◽ массовый адрес или массовый руководитель;
◽ мало сотрудников (до 5 человек);
◽ у компании нет собственного капитала (чистые активы маленькие или отрицательные);
◽ компания убыточна (если несколько лет подряд, то риск повышается);
◽ есть незавершенные исполнительные производства (проверить на сайте ФССП);
◽ есть задолженность по налогам и сборам (проверить на Налог.ру);
◽ открыта любая из процедур банкротства (проверить на ФедРесурсе);
◽ включена в реестр недобросовестных поставщиков (проверить на Закупки.ру);
◽ есть судебные споры с налоговыми органами (проверить на КадАрбитр);
◽ есть решения налоговых органов о приостановке операций по счетам;
◽ какие-либо сведения признаны в ЕГРЮЛ недостоверными (чаще всего недостоверным признается адрес).
⠀
Обратите внимание на сервис “Прозрачный бизнес. ФНС”. Здесь можно узнать о задолженности по налогам и сборам, о массовом руководителе или адресе, когда компания последний раз предоставляла налоговые декларации, а также некоторые другие критерии.
⠀
После проведения проверки по критериям обязательно задайте себе вопрос: “А хватает ли у моего потенциального контрагента ресурсов, чтобы исполнить наш договор?”. Проверьте наличие сотрудников или специалистов на договорах гражданско-правового характера, наличие оборудования или транспорта, наличие производственных мощностей и т.д. Все зависит от того, какие работы/услуги вам будут оказывать или какие товары поставлять.
⠀
Все манипуляции, которые вы осуществлете в ходе проверки, важно фиксировать письменно. Так, при необходимости, можно предоставить налоговой доказательства.
Еще остались вопросы? Будем рады ответить в наших социальных сетях или Яндекс.Мессенджер!