Новости о том, что в Российском прокате больше не будут выходить картины американских кинокомпаний расстроили кинолюбителей. Причины расстраиваться действительно были, потому что для многих отечественное кино перестало быть качественным, начиная с периода 00-х годов.
Давайте разберемся, что это может нам дать. И какие плюсы можно найти в сложившейся ситуации.
Начнем с того, что Российское кино (давайте обозначим его +/- десятью годами) не было таким уж и плохим, каким его видело большинство.
За массовыми картинами, порицаемыми большинством стояла все-таки развлекательная функция, которая успешно справлялась со своей задачей. Несмотря на невысокие рейтинги, фильмы делали кассу. Ситуативное кино вообще заручалось целью создавать что-то для конкретного периода: предпраздничные фильмы к Новому году, 14 февраля и Международному женскому дню. Всё это было направлено на решение одного несложного вопроса: «Чем бы себя занять в праздники?». Вот тебе кино! Бери семью, друзей, в конце концов, иди один. И люди шли. Посредственность таких фильмов была оправдана тем, что, хочешь – не хочешь, а деваться тебе некуда. Такие фильмы выступали компромиссом и успешно жили.
А вот по-настоящему достойные картины были рассчитаны на единичных зрителей. И если мы говорим о фестивальном и «качественном» кино, то большинству людей в общем-то не хотелось вникать в сложносплетенные идеи, поэтому зрители сами обходили такие фильмы стороной.
Мысль о том, что русские снимают плохо была навеяна культурой других стран. Это не плохо. Это не хорошо. Это данность. Хорошо там, где нас нет. Мы смотрели фильмы про другие ценности, про других людей и думали, почему же наши такого не снимают?
Проблема в том, что по-настоящему хорошее кино может существовать только там, где идейный замысел олицетворяет всю заинтересованность съемочной группы. Проще говоря, если у режиссера не лежит душа к «супергеройским» подвигам, то и кино такое у него вряд ли получится. Это же касается и актеров Российских театров, они привыкли учиться в другой школе искусств и ценностей.
Сейчас, я думаю, отличное время для возрождения отечественного кино. В России есть возможности снимать качественное кино. Российские киношколы ежегодно выпускают специалистов, которые проходят достаточно мощную подготовку. В России уже даже есть отличное кино, которое снимается и смотрится. Здесь вопрос больше к зрителю. Мы готовы дать шанс отечественным фильмам? Мы готовы посмотреть на него без замыленного взгляда сторонних ценностей?
Если да, то у меня для вас хорошие новости.
С отказом импортного кино, которое могло занимать все 70% проката, приходят забытые достойные фильмы. Сейчас кинотеатры показывают так называемую классику, «золотой фонд» отечественного кинематографа. Можно увидеть фильмы Алексея Балабанова, Никиты Михалкова и раннего Бондарчука. Но где гарантия, что со временем не будут крутить низкорейтинговый шлак? – спросите вы. Будут, но не долго. Кинотеатрам важна заполняемость, а с таким ассортиментом они долго не протянут. Сейчас хорошее время для талантливых режиссеров и киностудий. Через несколько месяцев такого режима, посещаемость кинотеатров будет падать. Стране нужны новые фильмы. Аудитория, в свою очередь, пресытится просмотренным и захочет чего-то нового. Если западные кинокомпании по-прежнему будут ограничивать прокат своих картин на территории России, то зрители не просто смогут насладиться новыми отечественными фильмами, но и посмотреть на них с другой стороны.
Вывод в том, что за неимением предложенного, мы создаем свое. Путем проб и ошибок, режиссеры будут реализовывать свои идеи, а зрители учиться их понимать.