Автомобиль ГАЗ-АА, рассмотренный в предыдущей статье, выполнил многие поставленные задачи, но ускоренно развивающейся нашей стране требовалось много автомобилей, более дешевых и производительных.
В 1938 году автомобиль ГАЗ-АА был модернизирован, он получил 50-сильный двигатель и название ГАЗ-ММ. В процессе модернизации была усилена подвеска, обновлено рулевое управление и карданный вал. Сначала внешних отличий от ГАЗ-АА не было.
Однако с началом Великой Отечественной войны из-за недостатка тонкой холоднокатаной стали, материалов, и комплектующих, а также сложившихся тяжелых условий эксплуатации, завод вынужден был перейти на выпуск упрощенного автомобиля, у которого металлические двери были заменены треугольными боковыми загородками и брезентовыми дверями, крылья были выполнены из кровельного железа методом простой гибки. Тормоза на передних колесах сняли, более того, сняли и правую фару головного освещения. В ходе войны они были максимально упрощены: установлена фанерная кабина, угловатые крылья, удалены зеркало заднего вида, бампер, глушитель, клаксон.
Вот в таком виде «полуторки» и прославились на «Дороге жизни» в первую зиму блокады Ленинграда. Зимой 1941-1942 гг. они вывезли около полумиллиона человек. И это только один пример.
Вспомните любую фронтовую операцию или любое строительство. Нигде без автомобиля не обошлись. Он даже буксировал орудия и полевые кухни.
В 1944 году довоенная комплектация была восстановлена: кабина вновь стала деревянно-металлической, появились передние тормоза, откидные боковые борта и вторая фара.
Последний ГАЗ-ММ был выпущен на Горьковском автозаводе 10 октября 1949 года. В период с 1947 по 1951 год ГАЗ-ММ выпускались на УльЗИСе — Ульяновском автозаводе.
Впрочем, именно простота и даже примитивность конструкции во время войны оказались большими достоинствами. В этом убедились наши военные водители в первую же зиму, когда, спасая людей блокадного Ленинграда от голода по льду Ладожского озера под бомбежками и артобстрелами перевозили продовольствие и грузы.
А когда перед носом автомобиля взрывался снаряд и автомобиль уходил под лед, водитель из-за отсутствия двери успевал выпрыгнуть и спастись.
Что касается одной фары, то в этом тоже была польза. И не малая. Дело не только в экономии. Главное в безопасности. Автомобили, двигающиеся в темноте, например, по Ладоге, строго соблюдали светомаскировку, поэтому даже эту единственную фару прикрывали специальными приспособлениями, а сама левая фара была ориентиром для встречных автомобилей, чтобы не столкнуться.
Он стал массовым автомобилем Красной Армии. На период начала Великой Отечественной Войны, на 20 июня 1941 года числилось 151100 единиц. Однако, я не нашел данных, какие это были модели, скорее всего ГАЗ- АА и ГАЗ-ММ вместе. Попадалась информация, что большая часть из них была уничтожена в первые месяцы войны. Недостающую автомобильную технику СССР получал по ленд-лизу из США и Канады.
О помощи США в войне.
В последнее время стали появляться высказывания, что мы без американцев не победили бы в войне и не отстроили бы так быстро заново свое народное хозяйство.
Да, помощь была огромной. Но помощь эта не была безкорыстной. Это был обычный, как сейчас говорят, бизнес, коммерция.
Напомню, что американцы за свою помощь в 1948 г. выставили нам счет на сумму в 2,7 миллиарда долларов по ценам тех лет. Шли долгие переговоры, с которыми можно ознакомиться в интернете.
Главное в том, что долг США по ленд-лизу был окончательно выплачен Россией и закрыт в рамках расчета с Парижским клубом 21 августа 2006 года. Другими словами, мы с друзьями по коалиции рассчитывались более 60 лет.
А теперь о помощи американцев в восстановлении хозяйства. По условиям ленд-лиза мы возвратили им всю не уничтоженную в боях технику. Не буду переписывать информацию из интернета, передам лишь рассказ моего отца Пустовалова Ивана Михайловича, проехавшего во время войны многие тысячи километров по фронтовым дорогам.
Ему пришлось готовить автомобили к передаче их приемной комиссии для возврата в США. Американцы принимали их очень строго. Пришлось заменять самые простейшие слегка поврежденные детали на исправные, например, треснувшие фонарные стекла, перегоревшие лампочки, провода, подкрашивать, а чаще красить автомобиль заново, заменять масла в двигателе и коробке передач на свежие, смазывать все узлы и т.д. Проще было пройти техосмотр в ГАИ.
А в результате полностью подготовленный к эксплуатации автомобиль загоняли под огромный пресс и из автомобиля получался спрессованный блок ненужного материала, который загружали на судно и увозили. Отец думал, что на переплавку в США.
Почему ненужного? Оказывается, по информации из интернета, транспортировка в США была слишком дорога, и спрессованные блоки просто выбрасывали в море.
Вот такова была помощь союзничков, когда нам эта техника была остро необходима.
"Друзья" по моему мнению таким образом выполнили несколько задач: за счет жизни наших солдат и офицеров спасли свои шкуры от немецких фашистов; заработали на трудностях нашего народа огромные деньги; развили свое промышленное производство и сельское хозяйство и затормозили развитие нашего.
В общей сложности за годы производства с конвейеров заводов СССР сошли больше 800000 «полуторок», причем более 100000 из них выпущены за годы войны.
Казалось бы маловато. Однако, следует учесть, что было выпущено огромное количество специальной военной техники на шасси этого автомобиля. В следующих статьях расскажу, если будет интересно.
В современном представлении "полуторка" ассоциируется с «дорогами войны», однако, с окончанием Великой Отечественной войны история не закончилась. «Полуторку» выпускали до 1949 года на Горьковском автомобильном заводе и до 1951 г. на УльЗИС в Ульяновске (будущем УАЗ), а по некоторым данным до 1956 г.
Естественно, в послевоенные годы автомобили ГАЗ-ММ вновь приобрели передние тормоза, бампер, обе фары, крылья, металлические двери, глушитель.
Борис Пустовалов
Теги
#Военные автомобили
#отечественные автомобили
#ГАЗ-ММ