Найти в Дзене
Сквозь призму лет

Глубины родословной

В филиале Амурского исторического музея в с. Албазино Амурской области хранится малоизвестный экспонат: стеклянная бутыль, внутри которой два иконостаса. О экспонате мне рассказала пресс-секретарь Биробиджанской епархии Татьяна Мошкина, узнав случайно, что фамилия моих предков - Лончаковы. Ей самой было известно от сотрудников филиала, что работу изготовил некий ссыльный Лончаков.

Разбираться в вопросе, кто же автор работы, пришлось совместно и с заведующей филиала Верой Николаевной Андреевой, и с историком-писателем, архивистом, собирателем истории Амурского казачества и ко всему этому, сотруднику Амурского исторического музея Владимиром Николаевичем Абеленцевым. В ходе обсуждений и анализа имеющейся исторической информации, чётко и однозначно сделали вывод: автор работы ссыльный Рудак Николай Николаевич, искусный кузнец, мастер-оружейник из Гродно, отбывавший царскую ссылку в станице Албазинской и взявший в жены сироту - дочь казака Максима Лончакова, от союза которых пошла ветвь и моей семьи. Пока мы с Владимиром Николаевичем в Благовещенске "ломали копья", в Албазино Вера Николаевна твёрдой рукой внесла в формуляр: автор работы Рудак Николай Николаевич, об авторе было известно на момент поступления экспоната в филиал Амурского исторического музея.

Внутри бутыли, диаметр горлышка которой 2 см, помещена дощечка, увенчанная крестом, как на куполе церкви. С одной стороны список Екатерины Великомученицы, с другой - Богоматери Черниговской. Перед обеими святыми крошечные тумбочки с миниатюрными Евангелие, кованые масенькие подсвечники со стеариновыми свечечками с "пламенем" из цветной шерсти.

Сами исследовали историю семьи моей бабушки - старшей дочери Рудака Н.Н., уверены: работа до 1907 г., но не ранее 1903 г. Горлышко бутыли было запечатано сургучом. Думаю, что там находилось клеймо мастера. Сейчас сургуч почти разрушен, несколько свечей упали. Бутылочка не имеет постоянного места в экспозициях, вынимается по просьбам знающих о ней посетителей из сейфа, где лежит на боку, обёрнутая в бумагу. Не было места в музее. Потому не отдавали туда фото детей Рудака (1905 по 1916 гг.). Руководитель филиала музея решила проблему: место для постоянной экспозиции найдется и ждёт фото. Пока готовится материал для музея, выставляю фото бутылочки - любуйтесь: