Руки - это наш главный и самый важный аппарат для игры на гитаре. И точно так же, как мы тренируем голосовые связки для пения, легкие для плавания и губы для игры на духовых инструментах, мы должны тренировать руки, используя разные упражнения.
О важности выполнения упражнений я уже писал в отдельной статье.
Сегодня же мне хотелось бы более подробно остановиться на разновидностях упражнений и рассказать о роли разных упражнений в развитии рук.
Итак, речь пойдет в основном о левой руке, но многое из того, что я расскажу, в той или иной степени будет касаться и правой руки тоже. Давайте обозначим основные навыки, которые необходимо прокачивать. Это беглость пальцев, растяжка, координация, сила и контроль.
Беглость пальцев
Здесь всё просто - наши пальцы от природы не приучены скакать по грифу, и когда мы пробуем сыграть, к примеру, гамму - они двигаются медленно и с трудом. Поэтому наша задача научить их делать это быстро, чтобы один палец сменял другой с достаточно высокой скоростью, а вы при этом не напрягали руку и не испытывали дискомфорт. Помочь в совершенствовании этого навыка может игра простой хроматической гаммы под метроном. Сначала в медленном темпе, а затем, если получается, в более быстром.
Контроль
Из первого пункта вытекает второй. Вы никогда не сможете сыграть гамму достаточно быстро, если не контролируете ваши пальцы. У всех новичков всегда присутствует проблема: во время игры упражнений они относят пальцы очень далеко от грифа, а некоторые даже заворачивают их. Очень важно контролировать пальцы и уметь поднимать их над струной ровно настолько, чтобы струна стала открытой. Если вы играете гамму и, отпуская струну, уносите палец слишком далеко, это чревато тем, что вам придется потратить больше времени и энергии на его возврат, а это значительно снижает скорость. Итак, запомните важное правило: пальцы никогда не должны отдаляться далеко от грифа. Если палец не зажимает струну, он должен находиться над ней ровно на таком расстоянии, которое позволит быстро его опустить. Этот навык я прорабатываю со своими учениками на индивидуальных занятиях.
Растяжка
Часто бывает так, что нам приходится растягивать руку на грифе. Чаще всего это происходит при игре классических произведений, но и при игре простых песен так же встречается. Существует два вида растяжки пальцев левой руки: вертикальная и горизонтальная.
Вертикальная растяжка определяется разведением пальцев по вертикальной оси (например, мизинец ставится на первую струну, а безымянный палец на шестую), а горизонтальная - разведением пальцев по горизонтальной оси на определенное количество ладов. Попробуйте зажать указательным пальцем шестую струну на первом ладу, а мизинцем попытайтесь дотянуться по этой же струне максимально далеко. Обратите внимание на сколько ладов удалось растянуть руку. Это и есть горизонтальная растяжка. Существует несколько очень действенных упражнений, которые позволяют максимально быстро добиться хорошей растяжки обеих разновидностей.
Координация
Координация - это способность каждого пальца двигаться независимо от остальных. Замечали когда-нибудь, что сгибая мизинец, за ним неизбежно сгибается безымянный? То-то и оно. Хорошая координация жизненно необходима при игре аккордов, соло партий и некоторых упражнений. Процесс перехода из одного аккорда в другой - это не что иное, как движение всех пальцев в разные стороны. Совершенствуя свою координацию, вы как будто выращиваете в каждом пальце отдельный маленький мозг, который позволит им всем двигаться и совершать работу отдельно друг от друга, и не путаться.
Сила мышц
Ну и напоследок, немного о силе левой руки. Как мы знаем, наша способность зажимать определенные аккорды зависит от того, насколько сильны мышцы руки. К примеру, аккорды баррэ. Это не самые простые аккорды, и новичкам обычно совсем не легко их осваивать: струны не зажимаются, дребезжат, рука болит, ничего не получается. Эта проблема решается, помимо прочего, развитием силы мышц, участвующих в зажиме аккорда. Существует целый ряд упражнений, направленных на проработку разных мышц руки и их комплексное развитие. Развивая свою руку, вы неизбежно почувствуете, как легко стало зажимать аккорды, и как мало приходится прикладывать усилий для того, чтобы они хорошо звучали.
Если остались вопросы, пишите в комментарии, я обязательно отвечу. Развивайте свои руки, совершенствуйтесь, прогрессируйте. А если не знаете с чего начать и что делать, но очень хотите научиться - приходите ко мне на индивидуальные занятия, с моей помощью у вас точно получится!