Найти тему
Дарья Молчанова

Торжество Православия

Сегодня праздник Торжества Православия. В этот день вспоминается победа иконопочитания над иконоборчеством. Когда византийский император Феофил, который был прежде иконоборцем, получил исцеление от изображения Божией Матери и на собственном опыте мог убедиться, что почитать святые иконы — это правильно.

И в наше время можно услышать обвинение от представителей других конфессий в адрес православных о том, что те, кто исповедуют православие поклоняются доскам. Но ведь мы чтим не материал, из которого сделана икона, а священное изображение на ней написанное: будь то Иисус Христос или Божия Матерь, Ангелы или Святые. Так же как, когда смотрим на фотокарточку дорогого человека, нам важно его изображение, память о нём, а химический состав фото для нас не имеет значения. Икона — это напоминание верующему человеку о том, что существует мир духовный, мир небесный.

Первая икона Иисуса Христа была дана Им самим, чтобы правитель города Эдессы исцелился от тяжелой болезни. И называется она «Спас Нерукотворный». Предание повествует: «В то время пожилой правитель Эдессы Авгарь тяжело страдал от проказы. Слава о чудесах Спасителя уже распространилась по городам Римской империи, и Авгарь послал своего художника по имени Ханнан с наказом написать портрет Христа. Однако художник не смог запечатлеть Иисуса на холсте. Тогда сам Иисус взял полотенце и отер им лицо. После этого, на нём отпечатался Лик Иисуса» Далее говорится: «После смерти царя Авгаря его внук стал иконоборцем. Чтобы сберечь Святой образ от уничтожения, жители Эдессы спрятали его в стене и замуровали это место камнями. За прошедшие столетия поколения христиан, подвергавшиеся гонениям, утратили информацию о местонахождении образа. И только в VI веке епископ Эдессы Евлалий во время сна получил откровение о месте, где он был спрятан.

Святой Образ Спаса Нерукотворного имеет большое значение. Его чудесное обретение в VI веке совпало со временем иконоборчества. Известны случаи, когда в те времена христиан, почитающих иконы, убивали. Поэтому икона Спасителя, созданная самим Иисусом Христом, явилась решающим аргументом в спорах с иконоборцами. Вселенский собор, проходивший в VIII веке, приводил образ Спаса Нерукотворного, как самое важное свидетельство в пользу иконопочитания». Первая икона Божией Матери была написана по преданию евангелистом Лукой. Но существует также и Лиддская нерукотворная икона Богородицы. От которой произошло множество исцелений и чудес. И чудеса, и мироточение также свидетельствуют о том, что святые иконы нужно чтить.

-2

Когда читаешь научные труды по иконографии, то невольно возникает изумление от разнообразия изображений. На всех иконах святые лики предстают перед нами по-разному. Но Иисус Христос всегда будет благословлять окружающий мир, а Матерь Божия неизменно будет ходатаицей и заступницей за род человеческий. Невозможно представить себе православие без икон. Искусство делает духовный мир ближе и понятнее земному человеку. Когда на верующего человека глядит с иконы святой лик, то чувствуется связь между земным и духовным миром. А отказ о священных изображений делает религиозную культуру более светской и уже не захочется душевно возвысится и улететь в небеса.