В России во все времена образованию уделялось много внимания. Благодаря вкладу и гениальности некоторых отечественных педагогов, мы имеем на сегодняшний день замечательную культурную среду, где учение занимает приоритетное место в шкале общественных ценностей. Среди деятелей педагогических наук особенно выделяется выдающийся теоретик и преподаватель Антон Семёнович Макаренко.
Биография знаменитого педагога
Родился Антон Семёнович в Харьковской губернии 13 марта 1888 года в семье рабочих. Как и все дети, в возрасте 7 лет, он отправился на обучение в начальную школу, называемую в те далёкие времена двухклассным начальным училищем. После окончания этого заведения с отличными характеристиками, Антон поступил в 4-хклассное городское училища города Кременчуга Полтавской губернии. Когда юноша блестяще окончил и эту программу, его приняли на педагогический курс, где готовили преподавателей для младших классов. А после этого Антон Семёнович получил работу учителя в начальном учебном заведении в одном из посёлков на Днепре.
Не виданный ранее энтузиазм проявил Макаренко в своей педагогической деятельности. Для готовящегося съезда учителей Южных железных дорог он занимался написанием докладов и составлением резолюций для участников. Выступил на съезде с запоминающейся речью, в которой чётко обозначил проблемы образования и пути решения. Его фигура в этом масштабном событии заняла почётное место и запомнилась участникам в положительном ключе. Благодаря, искреннему рвению к педагогическим наукам, Антон Семёнович, получил отличные рекомендации для поступления в Высшее учебное заведение. И вскоре, он стал студентом Полтавского учительского института.
В год поступления в институт Макаренко написал рассказ «Глупый день», который отправил Максиму Горькому на оценку. Максим Горький попросил продолжить студента своё литературное творчество. Но, к сожалению, призыв в армию стал препятствием для успешного развития писательской карьеры. Служба Антона Семёновича не оказалась продолжительной – меньше чем через год по состоянию здоровья он был отправлен доучиваться.
Как только «золотой диплом» был получен, Макаренко с триумфом вернулся в свой родной Крюков, где работал учителем начальных классов, и получил должность инспектора этого училища и члена коллегии народного образования. Позже в Полтаве он стал членом губернского правления союза работников просвещения, а потом и членом Горсовета.
Колония, вызвавшая много споров
Макаренко, к удивлению администрации, сумел оперативно собрать всех беспризорников города и правонарушителей в одну, так называемую, колонию имени Горького. Опытный педагог не только отвадил ребят от вредных привычек и действий, но и приучил их к чёткому распорядку и старательному труду на благо родины. 140 воспитанников качественно выполняли работы по благоустройству территории города и получали за это оплату. Иногда отряд патрулировал улицы, вылавливая воров и хулиганов.
Дисциплина в отряде была безупречная. У каждого воспитанника была своя зона ответственности и чётко обозначенные обязанности. Над небольшой группой ставился командир. Для новеньких назначали шефа. Был грамотно организован досуг, основное и дополнительное образование. В 1926 году к составу добавилось 280 воспитанников Харьковского детского дома.
Много мифов ходило вокруг этого явления. Но факт остаётся фактом: все воспитанники колонии имени Горького стали честными, порядочными людьми.
Вот интересный пример воспитательной работы Макаренко:
Однажды педагогу сообщили, что один из воспитанников сильно и нецензурно выражается. Макаренко отвёл подростка в лес и приказал ему в одиночестве на поляне выругаться в течение дня. Поначалу хулигану было весело: он во всё горло выкрикивал бранные слова и смеялся. Но потом ему стало от этого процесса настолько плохо, что он вернулся в отряд задумчивым и слегка напуганным. После этой ситуации охота «выражаться» у парня пропала навсегда.
Знаменитые труды
В 1925 году Макаренко приступает к «Педагогической поэме». В 1931 году педагог начал работу над книгой «Опыт методики работы детской трудовой колонии».
«Вы сумели весьма удачно разработать этот материал и нашли верный, живой, искренний тон рассказа, в котором юмор Ваш уместен, как нельзя более», – писал Максим Горький автору о «Педагогической поэме».
В 1935 году Макаренко написал «Методику организации воспитательного процесса», где изложил много полезной информации о построении воспитательного процесса. Преподаватели всех времён пользовались и пользуются теперь основными разработками знаменитого педагога из книги. Пожилые учителя советуют молодым и начинающим обязательно прочесть и использовать советы Макаренко.
"Русская Инициатива" приобщает молодое поколение к русской культуре
В общественной организации «Русская Инициатива» уделяют большое внимание вопросам воспитания детей. Лидер организации Юлия Серебрянская запустила проект «Формирование знаний о России у дошкольников», благодаря которому организуются мероприятия по ознакомлению детей с русской историей и культурой. В детстве закладываются основы правильного воспитания, поэтому очень важно приобщать ребят к изучению и уважению истории собственной страны.
«Русская инициатива» — это объединение русскоговорящих по всему миру. Подписывайтесь на наш канал и ставьте лайки статьям!