Найти тему
Дикий Восток

Переходишь на полный кадр? Nikon D800. Бронированный аппарат с режимом «шедевр».

Так мне показалось, когда я, учась на курсах офицеров боевого управления в Челябинске, перешёл со старенького Nikon D300S на D800. Трёхсотый служил верой и правдой 3 года в суровых условиях гор Алтая, Тянь-Шаня, Кавказа и Памира.

Сегодня это уже не самая свежая модель фотоаппарата, да и весит он столько, что можно им отбиваться от медведя.

Но у новичка, только переходящего на профессиональную технику, как правило «финансы поют романсы», и далеко не всегда он может раскошелиться на последние модели рынка за 250-300 штук. Здесь старикан D800 как нельзя лучше подходит для освоения профессиональной техники. Он сочетает в себе мощный функционал и относительно доступную цену среди подержанных камер.

-2

Обычно в таких статьях говорят какие-то трудные слова про динамический диапазон, брекетинг и т.д., но мне, после перенесённого клещевого энцефалита такие слова запомнить тяжело, я буду проще. Тем более функция брекетинга такая же как на предыдущих моделях.

Трёхсотый был прекрасен в условиях достаточной освещённости. Я же полюбил ночные снимки звёздного неба, где кропнутый D300S выдавал кадры с неприятной зернистостью при ISO 400 и выше (кроп-фактор 1,6, т.е. матрица в 1,6 раза меньше чем кадр плёнки 35 мм).

Когда я сделал первые снимки светящихся палаток и звёзд на D800 при ISO 1100, я как будто сбросил с себя кандалы. Уровень шума был на порядок ниже, и я ощутил, что мои ночные похождения взлетят на новую высоту!

Алтай 2019. Лагерь на Ороктойской тропе.
Алтай 2019. Лагерь на Ороктойской тропе.

Настолько резко отличались снимки на первую в моей жизни полнокадровую зеркалку.

Это ответ на вопрос: «Стоит ли переходит на полнокадровую технику?»

В то время я уже строил планы фотоэкспедиций на Алтай и мне нужен был аппарат, который хорошо видит в темноте. «Нам Солнца не надо, нам партия светит. Нам хлеба не надо, работу давай!»

Алтай 2017. Кордон на озере Тайменном. Катунский заповедник.
Алтай 2017. Кордон на озере Тайменном. Катунский заповедник.

На высоте 2000 и более Алтайское небо просто обрушивается миллиардами звёзд на того, кто не спит и смотрит наверх, в космос.

Млечный путь над Ороктойской тропой.
Млечный путь над Ороктойской тропой.

Алтай 2017. Молния над озером Дарашколь.
Алтай 2017. Молния над озером Дарашколь.

Рассматривал я только Nikon. Тому были две предпосылки.

Во-первых. Отец увлекался фотографией и я слышал рассказы о советских фотографах. Было такое выражение: «Перешёл на Nikon». Оно означало, что человек перешёл в касту серьёзных фотографов. Это из детства.
Во-вторых. Если серьёзно, то когда я перешёл с мыльницы на первую свою зеркалку - Sony A200, для интервальной съёмки (снимков подряд через 5 секунд) пришлось заказывать для неё из Поднебесной специально обученный пульт, чтобы снимать Time Lapse. Пульт втыкался в разъём на тушке камеры, на нём выставлялось время интервала между снимками. Позже я увидел у «товарища по партии» что на его Nikon есть встроенная функция интервальной съёмки и не надо городить огород с дополнительными девайсами, если хочешь снять видео текущего по долине тумана и поделиться этим ДЗЕНом со зрителем. 10 лет назад такое было только у Nikon.

Аппарат купил на Авито, когда служил в Липецком авиацентре. Боевым крещением для камеры, привыкшей снимать красивых невест, стал поход на Алтай. Почти 200 км через весь Катунский хребет, со всеми вытекающими: снег с дождём, альпийская свежесть и часы ночных съёмок.

Не подкачал.

Алтай 2017. Озеро Изумрудное, Катунский заповедник.
Алтай 2017. Озеро Изумрудное, Катунский заповедник.

Т.к. 3 недели в горах негде будет подзаряжать единственный аккумулятор, пришлось заказать ещё 5 у наших «восточных партнёров» с AliExpress.

За время похода высадил все.

Алтай 2017. Избушка в долине реки Хазинихи. Катунский заповедник.
Алтай 2017. Избушка в долине реки Хазинихи. Катунский заповедник.
Снимал с простенького штатива DICom – похоже, что копии Manfrotto. На ISO чаще всего 1100 с выдержкой 15-20 секунд и полностью раскрытой диафрагмой. Это с универсальным объективом Nikkor 24-120. Если взять какой-нибудь фильдипёрстовый светосильный ширик, то ночные похождения станут ещё радостнее!

Кроме того, удобно перекидывать оптику на плёночный Nikon F65, поскольку она рассчитана на полнокадровую технику. И обходиться одним комплектом объективов на две камеры из разных эпох.

"С Leica и блокнотом, а то и с пулемётом..."
"С Leica и блокнотом, а то и с пулемётом..."
Переднюю клавишу FN я обычно использую для включения цифрового горизонта, поскольку иногда на леднике приходится стоять «сикось на кось» и снимки могут получиться с заваленным горизонтом, тогда придётся-таки делать обрезание. В фотошопе.
Южны склон Эльбруса. Май 2018.
Южны склон Эльбруса. Май 2018.

«В этих ваших интернетах» я видел клипы, которые были сняты на Nikon D800, но его видео-потенциалом я так и не воспользовался в полной мере. Хотя он позволяет снимать Full HD (которым в 2022-ом году никого уже не удивишь).

Параметры съёмки я обычно выставляю на глаз: ISO, диафрагму и выдержку. Бывали случаи, когда чувствительность оставалась на 100 единицах, выдержка 1/250, а из-за дерева вдруг выглядывала белка. Она долго позировать не будет, и приходилось щёлкать как есть, не успев увеличить чувствительность и замедлить выдержку. В результате получался «чёрный квадрат Ракшина». Но, если снимать в RAW (а я всегда снимаю в RAW) то можно и из этого сомнительного произведения искусства вытянуть фотографию алтайской белочки, понятную для людей земного происхождения, а не только для ценителей всяких там «чёрных квадратов». Из снимка старенького D300S так бы не вытянул.

Белка в Катунском заповеднике. Снимок был абсолютно чёрным из-за слишком короткой выдержки. Вытянул из RAW  в редакторе Lightroom.
Белка в Катунском заповеднике. Снимок был абсолютно чёрным из-за слишком короткой выдержки. Вытянул из RAW в редакторе Lightroom.

Проходя маршруты горах, часто переходишь из тёмного леса на светлые открытые просторы, и приходится быстренько перенастраивать параметры. А если не успел, то возможности Nikon D800 позволяют вытянуть сюжет снимка из тьмы.

Крышку объектива я потерял, UV фильтр разбил и всё в одном походе. Так что до конца путешествия аппарат лежал в сумке с беззащитным стеклом объектива, появились царапинки. Прикладывать фото стыдно. Так что предусматривайте какой-нибудь флисовый мешок на объектив, если он вместо красивых девчонок в студии снимает просторы «от Волги и до Енисея». Защитное стекло экрана тоже сломалось и потерялось. Экран постигла такая же участь. Хорошо, хоть не разбил.

Белорецкий район, республика Башкортостан. Легендарный Айгир.
Белорецкий район, республика Башкортостан. Легендарный Айгир.

Кроме того у Nikon D800 есть встроенная вспышка. Говорят, что у других профессиональных аппаратов такого нет. Я, правда, ей не пользуюсь, но, то, что она есть, как-то приятно. Вдруг когда-нибудь пригодится?

В конце концов, аппарат можно использовать не только для художественных снимков, где встроенная вспышка шарахнет по сюжету как световая кувалда. Можно, к примеру, заниматься промышленным шпионажем и фотографировать чертежи в условиях плохой освещённости. Там, главное – чёткость изображения.

P.S. Первый свой Nikon, тот самый D300S, я купил у товарища, которого по стечению обстоятельств зовут Макс Никонов.

Как говаривал Болт: "Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и обрящете..."

На батарейки в навигатор, снарягу, на замену изношенных ботинок, чтобы автор радовал новым полезным контентом благодарных читателей

👇👇👇