Найти тему
soullaway soullaway

«Монгол Шуудан» - паровоз-анархия приходит вовремя.

Не скажу за нынешнее поколение, но среди подростков конца 1980-х и 1990-х было много таких, кто после прослушивания многочисленных записей Егора Летова, Виктора Цоя, Бориса Гребенщикова и прочих властителей умов тогдашней молодежи, начинал мечтать о создании своей группы. У большинства такие мечты заканчивались на придумывании названия. Но те, кто заходил чуть дальше и дорастал до стадии музицирования и попытке сочинения собственных нетленок, сталкивались с необходимостью разработки некой лирической концепции своего творчества, проще говоря, про что писать тексты.

Сам был тому свидетелем, как-то на заре моей юности одни мои приятели захотели создать свою группу и в итоге переругались из-за того, что один товарищ хотел, чтобы у них было что-то в духе «Гражданской Обороны» 1980-х, этакий матерщинный панк-протест, другой же участник этого славного проекта, натура более утонченная, склонялся в стороны движения в русле «Аквариума» и «Крематория». Как говорится, в спорах рождается, истина, и там же она умирает. Еще одной потенциальной легенды русский рок в итоге не досчитался. Ну да ладно, не буду вас более утомлять воспоминаниями суровых и безмятежных дней моей юности. Я это к тому, что в нашем роке так уж повелось, чтобы привлечь внимание аудитории, помимо музыкальных достоинств надо найти свою текстовую фишку. Как минимум, не уступать корифеям жанра, а еще лучше найти, что называется, свою уникальную тематику. Вот об одной из таких групп сегодня и поговорим.

Юный москвич Валерий Скородед мечтал о собственной группе, и, надо полагать, тоже пытался найти свой подход к текстам. Будучи поклонником группы ДК, на ряд песен которой, он, к слову, позже делал каверы, первые песни по тематике напоминали ранние ДК-шные альбомы, даже, пожалуй, у него они были еще более пошлые. Впоследствии часть из этого наследия можно услышать на дебютнике «Монетный двор», часть была реализована на альбоме 2004-го года «Сплошь и рядом». Собственно, поэтому и название группы изначально никаких ассоциаций с привычной анархической тематикой не вызывало. Как сам Валерий вспоминает, название пришло в голову, когда он на витрине киоска «Союзпечать» разглядывал зарубежные почтовые марки, и словосочетание «Монгол Шуудан», что означает «Почта Монголии», ему приглянулось. И хотя название мало коррелировало с тем, о чем группа стала петь дальше, менять его не стали. Ну и правильно сделали.

-2

Как бы там ни было, но в итоге Валерий нашел свою уникальную поэтическую нишу, выбрав в качестве основной тематики события гражданской войны 1918-1920-х годов, причем не с точки зрения красных или белых, к которым все давно привыкли, а с позиций батьки Махно и прочих атаманов-анархистов, проникнувшимися идеями Кропоткина и Бакунина. Судя по всему, с вдохновением проблем не было, и спустя менее, чем через год после создания группы (если не считать существовавшую в 1987-м году первую группу Валерия) в ноябре 1989-го года, вышел д альбом – «Паровоз-анархия», который и определили дальнейшую судьбу группы. Все последующие попытки уйти от анархической концепции заканчивались неудачами.

Этот альбом и в самом деле прекрасен. Артемий Троицкий назвал его в числе лучших альбомов 1989-го года, а тогда много чего выходила, перестроечная волна советского рока была на подъеме. Группе удалось попасть «в яблочко». С одной стороны, был соблюден существовавший тогда тренд на антисоветчину, с другой стороны, групп с ограниченно-концептуальной лирикой тогда в нашем роке не было, такой подход к написанию текстов был свеж, и с третьей стороны, все это подавалось с юмором и стебом. Действительно, то, о чем тот же Тальков пел с трагическим пафосом, Скородед превратил в глумливый фарс. Вместо утонченных белогвардейских офицеров, страдающих по «России, которую мы потеряли», на авансцену вышли откровенно маргинальные персонажи, любители грубых и простых удовольствий. Музыка также радовала. «Монгол Шуудан» принято относить к панк-року, но с Ramones, Sex Pistols и The Exploited их музыка ничего общего не имела. По мелодике это было ближе скорее к советским ВИА и дворовому фольклору, но сыграно с рок-н-ролльным драйвом и подачей, а наличие саксофона вносило элементы ска-панка.

-3

На этой волне было записано несколько альбомов, многие песни пересекались. Как я понимаю, это было связано с тем, что по мере повышения технических навыков музыкантов и появления возможностей записи в профессиональных студиях на фирменной аппаратуре появлялось желание довести песни до максимального качества. Так появились альбомы «Собачья чушь» и «Чересчур». И надо отметить, что в «Чересчур» появилась песня, неожиданно ставшая визитной карточкой группы. Да-да, я о той самой «Москве» на стихи Есенина. Сама песня появилась неожиданно. Только начиная учиться играть на гитаре, упражняясь с аккордами, Валерий решил ради интереса наложить на получающиеся мелодии какой-нибудь текст. И поскольку сам тогда тексты не писал, взял подошедшее по размеру стихотворение Сергея Есенина, своего любимого поэта. Эта песня исполнялась на дружеских посиделках и потом была благополучно забыта. Но выпускающая фирма Гала-Рекордз захотела получить песню, которую можно было бы отдать на радио. Оригинальное творчество группы для этого мало подходило, и тогда Валерий вспомнил о «Москве». Песня была аранжирована и записана для альбома, но на радио сразу не попала. Сейчас смешно звучит, но редакторам радиостанций не нравилась фраза «я читаю стихи проституткам», и это уже в середине 1990-х. Но тем не менее, песню все же стали крутить, на нее сняли отличный очень стильный и атмосферный клип и «Монгол Шуудан» стали узнаваемы по этой песне. Когда самого Валерия спрашивают, не обидно ли ему, что широкая публика его знает только по этой песне, он отвечает, что рад, что в его багаже подобная песня имеется, и что это нормально, когда у группы есть песня-символ, как «От старых друзей весточки нет» Чайфа и «Что такое осень» ДДТ. Более того, по его мнению, музыканты лукавят, когда говорят, что их воротит от подобных песен.

В этот же период Валерий попытался отойти от анархической тематики. Все-таки подобное творчество изначально рассчитано на свою нишевую аудиторию, и желание выйти на публику более широкую понять в общем-то можно. То, что Шевчук или Бутусов имеют больше поклонников, логично и понятно. Только вот каждый художник силен в каком-то одном направлении, исключения есть, тот же Шевчук, который вполне разнообразен, но они немногочисленны. Поэтому самые «попсовые» и «коммерческие» альбомы «Монгол Шуудана» - «Истина» 1996-го и «Абрикосы» 1999-го стали самыми слабыми. Я помню, как дико разочаровался после прослушивания «Истины», насколько неубедительными получились попытки поиграть в юмор а-ля «Ляпис Трубецкой». Но затем все вернулось на круги своя. В 2002-м году выходит «Свобода или смерть», частично содержащий новый материал, частично переигранный старый, и после странноватых работ «Сплошь и рядом» и «Вечная мерзлота» вышел убойнейший «Собственность это кража». В песни группы вернулись Нестор Иванович, Маруся, матросики с пулеметными лентами крест-накрест и прочие яркие личности. Но музыка претерпела изменения. Саксофон ушел, похоже, уже окончательно, ему на смену пришли тяжелые гитары и звучание приблизилось к хардкор-панку. Впрочем, лихие припевы с запоминающимися мелодиями никуда не делись, группа звучит по-прежнему энергично, как на студийных альбомах, так и на концертах. Если вдруг они приедут к вам в город, сходите, не пожалеете. Рок-н-ролльно-анархический драйв вам обеспечен.

-4

Похоже, «Монгол Шуудан» окончательно поняли, что является их сильной стороной, и на последних работах тематика не меняется. Единственное, что у меня вызвало скепсис – это римейки альбомов «Паровоз-анархия» и «Гуляй-поле» в современной тяжелой гитарной аранжировке. Все же лучше бы было их не трогать и оставить в том классическом виде, в каком они были записаны в конце 1980-х. Достаточно того, что те песни играются на концертах нынешним составом. А для нового звука – новые песни! Впрочем, авторское видение никто не отменял, и раз Валерий захотел перезаписать те песни, то будем слушать. Ну или не будем, тут уж как кому по вкусу придется. Лично я поставлю оригинальную версию «Паровоза-анархии», чего и Вам советую.

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.