Игра Arx Fatalis — удивительный представитель разных жанров. Официально — это ролевая игра, но ее можно смело причислить и к жанру квестов. Многие помнят и любят её, но большинство никогда о ней не слышало. Мне будет приятно, если благодаря этой статье к числу фанатов Аркса прибавится хотя бы пара человек.
Arx Fatalis — это одна из тех жемчужин, что подарили нам нулевые годы. Ее самобытная и атмосферная вселенная хоть и невелика, но крайне интересна. Действие игры переносит нас в мир Экзоста, где по неизвестным причинам солнце погасло, а народы, населявшие бескрайние зеленые просторы, были вынуждены переселиться под землю. Под землёй их радушно приняли гномы, уступившие беженцам из верхнего мира свои старые штольни. Сами гномы в свою очередь переместились в наиболее глубокие и тёмные подземелья.
Тем временем поверхность планеты окончательно остыла и оледенела, став непригодной для жизни.
Для всех рас наступили тяжелые времена. Стали заключаться союзы, которые ещё недавно были совершенно немыслимы. Катастрофа на короткое время сплотила людей, троллей, гоблинов, гномов и орден Эдерней. Совместными усилиями этих народов жизнь под землёй стала возможной и даже вполне сносной. Но время шло, про старые долги и обиды никто не забывал, постепенно межвидовые отношения вернулись на круги своя. Именно в такой час нам и предстоит явиться в мир Аркса.
Расы Arx Fatalis.
Люди.
Самые обычные, в приложении к фентезийной вселенной разумеется. Они находятся на уровне развития раннего средневековья, чтят своего короля, знают работу с металлом и магией. Центр жизни людей и единственный известный нам оплот человечества — это город Аркс, бывший некогда на поверхности, а ныне перенесенный под землю. В этом городе нашли приют немногие уцелевшие после великой катастрофы, сохранив при этом все пороки общества. Религия людей Аркса остается довольно туманной и нераскрытой по ходу повествования. Можно лишь заключить, что это язычество, представленное в виде поклонения великим богам. Помимо великих богов имеются так же и демоны, по сути те же боги, но злые, для них тоже находятся свои почитатели среди людей.
Гоблины.
Это раса, сочетающая в себе жестокость и хитрость. Они подчиняются своему вождю, который правит не по наследству, а путём избрания самого авторитетного гоблина. Основным занятием гоблинов является торговля самоцветами, в чём им помогает близкое соседство с посёлком троллей и Арксом. Эта раса никогда не была дружна с людьми и в былые времена предпочитала войну торговле. Нечего и удивляться что, несмотря на заключённый мир, гоблины замечены не только в торговле самоцветами, но и в очень гнусных, тёмных делах.
Тролли.
Наделены огромной силой и выносливостью, при этом очень глупы, что не мешает этой расе быть добродушной. Они прекрасно ладят с людьми, но в виду своей экономической безграмотности находятся в зависимости от гоблинов. Выражается это в том, что могучие тролли, добывающие драгоценные камни в огромных количествах, вынуждены отдавать их «умным» гоблинам. Гоблины ведут торговлю и делятся крупицей прибыли с добытчиками, оставляя себе практически всю прибыль.
Гномы.
О гномах Экзосты, к сожалению, нам мало что известно. Они дальше других продвинулись в техническом развитии, о чём можно судить по их городу. Научились нейтрализовать магию, к которой, видимо, не имеют способностей и, разумеется, являются непревзойденными мастерами в горном деле. Известно, что гномы самодостаточны и редко выходят на контакт с другими расами.
Орден Эдерней.
Орден Эдерней нельзя в полной мере назвать расой. Дело в том, что орден состоит из женщин-змей, которые продолжают свой род при помощи тайных магических ритуалов. Для ритуала возвышения ордену требуются человеческие женщины, которые, как можно косвенно судить, приходят по доброй воле, либо же вымениваются на весьма нетривиальные магические услуги. Что касается магии, в ней сестрам Эдерней нет равных. Именно благодаря ордену жизнь под землёй стала возможной. С помощью магии они вывели растения, не нуждающиеся в солнечном свете. Мы, к сожалению, не можем узнать всех тайн сестер, но кое-какие занавесы будут открыты по ходу повествования.
Драконы.
Драконы — существа легендарные и малочисленные. Большинство из живущих уверены в том, что они просто вымысел. Но если вам посчастливиться повстречаться с одним из них, то будьте уверены, вас ждёт занимательная беседа. Мало кто может сравниться с драконами в мудрости.
Геймплей.
В Arx Fatalis нет жёсткой привязки к классам. На старте вы сами распределяете очки умений и параметров, руководствуясь описанием оных. Всего имеется четыре базовых параметра: сила, ловкость, выносливость и разум. Параметры влияют на базовое значение навыков, требования к предметам экипировки и физические данные.
Что касается навыков персонажа, то всего их девять: незаметность, механика, интуиция, медитация, ремесло, магия, ближний бой, стрельба и защита. Как вы можете судить, навыки условно делятся на боевые и вспомогательные. Какие из них прокачивать, решать вам. Надо заметить, что не все навыки одинаково полезны. Если отыгрывать скрытного убийцу ещё возможно, то вот у лучника будут большие проблемы, так как лук в игре всего один и то посредственный. На пути же у воина или мага никаких проблем не возникнет. Эти классы хорошо сбалансированы, играть ими легко и приятно. Стоит остановиться отдельно на том, как реализована магия в игре. Любое заклинание состоит из нескольких рун, которые находятся или покупаются по мере прохождения. Но самое интересное не это, а то, что руны эти необходимо рисовать от руки. Таким образом, нарисовав руны и составив заклинание, вы активируете его. Или же вы можете сохранить начертанное заклинание в ячейку для быстрого каста и использовать, когда будет нужно. Всего таких ячеек три, этого более чем достаточно. Остановимся немного подробнее на прочих геймплейных механиках. Для начала мы рассмотрим аспекты, связанные с ремеслом. Этот навык отвечает за починку снаряжения, алхимию и нанесение яда на оружие. Ремонт необходимо производить в кузнице на наковальне. Делать это приходится довольно часто, ведь меч, задевший во время удара не только врага, но и стену, изнашивается гораздо быстрее. Если ваш навык ремесла недостаточно высок, то при ремонте вещь рискует навсегда потерять часть прочности. Что бы этого избежать, лучше обратитесь за помощью к кузнецу, он сделает всё в лучшем виде но, разумеется, не бесплатно. Теперь что касается алхимии. Всего в игре представлены пять видов зелий: лечебные, зелья манны, яды, противоядия и зелья невидимости. Для изготовления каждого вида необходимо преодолеть определённый порог в прокачке ремесла. Помимо этого нужно добыть бутыль и правильный ингредиент. Бутылки достать не трудно, ведь каждая опорожненная тара, будь то вино или то же зелье — оставляет пустой сосуд, который можно использовать бесконечно. Ингредиенты же в основном придётся собирать самим. Так, перетертый в ступке папоротник станет прекрасным сырьём для яда, а кувшинка поможет в изготовлении целебного снадобья. Если с применением четырёх зелий вопросов быть не может, то о ядах стоит сказать отдельно, ведь для некоторых билдов их применение остро необходимо. При низком навыке ремесла нанесение отравы на оружие почти не даст результата. Но опытный ремесленник сумеет добиться от яда потрясающего результата даже при наличии самого жалкого кинжала.
Но не одним ядом может побаловать себя жаждущий смертельного творчества игрок. Оружие можно не только смазать отравой, но и зачаровать. Впрочем, зачаровать можно также и доспехи. Для этого потребуются либо высокие магические навыки, либо свитки наложения чар, которых в игре очень мало. Так же вам понадобятся специфические ингредиенты, каждый из которых при зачаровании даёт особый эффект. Некоторые из них весьма банальны и буквально растут на грядке, иные же редки и найти их непросто. Собрав всё необходимое вы должны применить ингредиент к нужной вещи, а затем наложить на неё чары.
Не могу не упомянуть так же о кулинарии, ведь она является интересным игровым аспектом. Хоть готовка и не особо нужна, несмотря на то что персонаж нуждается в пище, но она, безусловно, интересна. Например, для приготовления хлеба потребуется мука, скалка, вода и открытый огонь. Смешав воду с мукой и поработав скалкой, вам предстоит испечь свой хлебушек. Для этого всего лишь нужно положить тесто на огонь, замечу, не применить к огню, а именно положить на огонь тесто. Проявив капельку терпения и наблюдая за тем, как ваша булка печётся вы, в итоге получите простую самодельную еду. Таким же образом можно приготовить несколько блюд.
Arx Fatalis полнится всяческими мелкими механиками и даже я не знаю их все. Например, недавно я узнал, что с помощью сыра можно приманить и отвлечь крысу. Дело это совершенно ненужное, ведь приманивать крыс некуда и незачем. Или банк Аркса, там вы можете покупать акции и зарабатывать на смене курса. Игра на бирже тоже особого смысла не имеет потому что, обычно денег итак хватает на всё. Тем не менее, эти бесполезные на первый взгляд мелочи делают честь создателям игры, ведь они постарались и наполнили мир такими деталями.
О предметах. В игре очень много разнообразных вещей. Все они имеют собственные модели и при желании их можно выложить и рассмотреть. Иногда это бывает довольно интересно, а иногда напрямую полезно. Я позволю себе дать пару советов касательно некоторых вещей которые вы можете встретить в игре. Например, книги, внимательно присматривайтесь к их содержанию. При должной смекалке и догадливости вы сможете извлечь из них не только информацию, но и иную пользу, всё таки книга лучший подарок.
Обнаружив торговца всякой всячиной, первым делом купите кольцо для ключей, оно освободит массу места в инвентаре и избавит вас от нужды подбирать нужный ключ. Если же вам посчастливится наткнуться на легендарный мифрил, ни в коем случае не тратьте его весь. Да, это великолепное сырьё для изготовления клинка, но оставьте хотя бы пару кусков руды про запас.
Загадки.
Теперь пришло время рассказать, почему эту игру очень долго проходят, а иногда и вовсе не проходят до конца. Всё дело в сюжете и задачах, которые он ставит. Поговорим конкретнее о задачах, которые ставятся перед героем. Вы не найдёте в этой игре загадок в стиле «три пирамидки», большинство из тайн Аркса потребуют от вас внимательности к окружению и собеседникам. Что нравится лично мне, так это то, что методом «тыка» почти ничего решить нельзя и придётся искать, слушать и думать логически. Справедливости ради надо отметить, что встречаются задачи в стиле «пойди, найди, а где— не знаю», но и они поддаются решению путём исследования мира. Помимо основного сюжета в Arx Fatalis есть так же второстепенные, необязательные задания. В большинстве случаев начать их прохождение вы можете, только проявив всё ту же внимательность. Стоять с маркером над головой и кричать: «Эй путник, помоги!» никто не будет. Более того, часть заданий берётся вовсе не у персонажей, смотрите по сторонам и вникайте в проблемы героев.
Дизайн игры.
Исследовать его приятно и увлекательно. По сути это открытый мир и никто не запрещает изучать его вдоль и поперёк с самого начала. Да, тут нет просторных уровней, но и сеттинг другой. Это подземный мир, и он не может выглядеть иначе. Конкретные локации отличаются друг от друга по оформлению и создают именно то настроение, которое должно быть. Например, когда попадаешь в склеп, то никаких сомнений не возникает — тут нет никого, кроме мертвецов, холода и жуткой тишины, разгоняемой только сквозняками.
Итог.
Редко какой игре удавалось создать такую чарующую атмосферу и удерживать игрока, несмотря на все сложности, возникающие при прохождении. Мир Аркса хочется исследовать вдоль и поперёк, он полон загадок и секретов, которые ждут, чтобы их раскрыли. Крайне рекомендую не пользоваться подсказками, которые может дать Интернет. Лучше отложите прохождение и вернитесь с новыми силами. Впрочем, это решать только вам.
Comr4de
#arx_fatalis_обзор
Ps: пост в ВК - https://vk.com/wall-210570395_16
пост в Telegram - https://t.me/geek713/103