Начну с клише: "Меня постоянно спрашивают...."
Но правда - постоянно.
Почти все мои картинки в Под каждой картинкой в Инстаграм вопросы - "Что за шпаклёвка?" "Зачем?", "Как?"
Я всё обещала-обещала, отвечала в директе каждому, но теперь уже буду писать подробно.
Шпаклёвка - потому, что это такая выразительное, удобное, и доступное вообще везде "расширение" для акрила и других водорастворимых красок. С маслом тоже можно пользоваться - но это другая история и другая техника.
Итак - расширение, дополнение, расширяющее возможности. Добавка шпаклёвки превращает акриловую краску, саму по себе не очень удобную, простоватую, "пластмассовую" - в полноценный, интересный, "богатый" и выразительный материал.
Она помогает преодолевать самые досадные недостатки акрила. Акрил, высыхая "садится" - уплощается, не держит фактуру, не умеет создавать выразительтный фактурный мазок. Смешанный со шпаклёвкой - становится плотным, фактурным, им можно работать как тонким слоем, так и "импасто" - рельефно.
Акрил однообразно глянцевый, как пластик - шпаклёвка может придать ему благородство фрески, сложную шершавость.
Акрил бывает недостаточно кроющим, становится при высыхании темнее и прозрачнее - шпаклёвка и это лечит.
Дело, кстати не только в шпаклёвке, она одна сама по себе достаточно хрупкая. Нужен пластификатор для эластичности и прочности - с этим отлично справляется ПВА.
Получается 3 компонента, разное сочетание и разные пропорции которых дают очень большой диапазон пластических возможностей, в вариациях плотности-прозрачности-цветности-фактурности.
Больше шпаклёвки - плотнее и факурнее, больше ПВА - прозрачнее, больше краски - цветнее. В итоге у нас в руках фактически материал-трансформер, конструктор, подстраивемый не только под каждую работу, но и под каждую задачу внутри этой работы. То есть - на одном и том же листе можно сделать и имприматуру, и фактуру, и лессировку, и вообще всё что угодно, просто "играя" пропорциями компонентов.
Больше ПВА ещё дополнительно делает акрил более пластичным, мягким, он медленнее сохнет, более плавно наностится.
Это уже почти масло, но более фактурное, очень быстро сохнущее, с возможностью продолжить работу слоями, не дожидаясь неделю высыхания прошлого этапа.
Или, кстати - если вам не нравится акрил, так же технологически можно из этих компонентов сделать грунт под живопись, или под графику (об этом я уже писала тут). В результате вы не привязаны к холсту, бумаге и картону определённой фактуры, всё делаете сами как вам нравится.
По технике: если коротко, то удобно намешать отдельно "наполнитель" из сторойматериалов, и замешивать его на палитре с акрилом, который играет роль "колоранта". К разговору о колорантах: с тех пор, как я попробовала использовать для этого колорант из "Леруа" отставшийся от ремонта, то и они идут в дело, иногда даже покупаю их специально. Можно для большого формата - сразу
По материалам: шпаклёвка, в принципе, любая. Так как в неё всё равно добавляется ПВА, её качество не так важно. С ПВА слой в любом случае получается достаточно эластичным, холст или лист бумаги сворачивается в трубочку не трескаясь - проверено!
Разница только в её типе - выбираем под задачу.
Выравнивающая - более зернистая и фактурная, даёт более шершавую поверхность, похожую на фреску, или на гобелен. Мне такая подходит
Финишная - тонкотёртая, гладкая, поверхность почти без "зерна". Она даёт такой рельеф, который формирует кисть или шпатель, без шершавости.
ПВА - тоже любой, он должен быть жидкий, так что очень густой разводим.
Подробнее по процессу напишу в другой раз, а то и так уже длинный текст)